Общественно-деловая
прогнозно-аналитическая
газета
Видение 2020
Какая политическая и социально-экономическая система сложилась сегодня в России?

феодально-вассальная

социально-демократическая

криминально-олигархическая

кланово-капиталистическая

диктаторско-монархическая

советско-социалистическая

оккупационно-паразитическая

Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года

Покорение белой расы

Славянское царство

Пьёшь и куришь - писаешь мозгами

Фото архив






Построить плавучий аэродром для Ту-160, Ту-22М3М, Ту-94 на юге Каспийского моря

Инициатива №264

«Модернизировать сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22М3М плюс в самолет-носитель трех минометов калибра 155 мм в верхнем, нижнем и обратном направлении, заменить кормовую пушку на калибр 57 мм для размещения в Астрахани. Построить плавучий аэродром для Ту-160, Ту-22М3М,  Ту-94 на юге Каспийского моря».

31/05/2018

Тем более, мы просто вынуждены работать с платформой Ту-22, которая встала в нашей стране на вооружение еще в 1971 году – просто готового аналога у нас нет, не говоря уже о том, что еще 20 лет назад в России прекратилось производство самолетов данного типа.

При этом, данный класс нужен, как ВКС РС, так и Российским вооруженным силам, в целом, для выполнения определенных задач, которые не могут выполнить фронтовые бомбардировщики типа Су-34 или «стратеги» типа Ту-95 или Ту-160.

«Кроме крылатой ракеты Х-32 на Ту-22М3М будет ставиться система «СВП-2422», которая позволит данному самолету выполнять задачи обычного бомбардировщика, т.е. сбрасывать классические авиационные бомбы, причем с максимальным эффектом. Просто новые системы наведения, которые созданы специально для данной машины, позволяют их использовать, как высокоточное оружие», - заключает Леонков.

По словам Алексея Петровича, эти технологии были испытаны на опытном примере в Сирии, после чего в Министерстве обороны РФ дали добро на принятие их на вооружение в рамках текущей программы модернизации российских бомбардировщиков. И это неудивительно, поскольку благодаря этой системе отклонение боеприпасов от цели не превысило и пяти метров.

https://news.rambler.ru/weapon/39851819-vms-ssha-bolshe-ne-smogut-vysledit-tu-22/

В чем конкретно обвиняется новейший Су-57? Во всем: и двигатель слабоват, и новое вооружение не готово, и возможности радара не те, и стелс-характеристики недотягивают до желаемых. В общем, явно проигрывает американским F-22 и F-35, а в боевой обстановке не сможет противостоять даже китайским машинам пятого поколения.

Индийская стратегия закупок ВВТ являет собой странную эклектику, вооруженные силы отовариваются в странах с разной инженерной школой. Так поступают и другие покупатели, но индийцы это делают подчеркнуто бессистемно, волюнтаристски расширяя географию приобретений и совершенно не учитывая современных тенденций в мировой военной науке. Поэтому часто попадаются на крючок ловких лоббистов оружейных корпораций, а потом на долгие годы создают себе разного рода проблемы.

Поскольку военное руководство Индии исповедует хваленую доктрину Make in India («Делай в Индии»), абсолютно нелогичным шагом выглядит подписание в 2016 году контракта на поставку 36 французских истребителей «Рафаль». Самолет приличный, хоть и не выдающийся, однако цена одной машины составляет аж 267 миллионов долларов, при этом поставки растянутся на долгие четыре года – с 2019 по 2023-й.

https://vpk-news.ru/articles/42648

Проблема быстрого развёртывания артиллерии и обеспечения поддержки продвигающихся войск, в условиях хаотично меняющегося поля боя, по прежнему является проблемой. Растянутые и нарушенные коммуникации, относительная немобильность артиллерии в сравнении с самоходными соединениями, подтолкнули КМП дополнить огневые средства пехотных соединений 120мм миномётами, которые уже используются армейцами в составе механизированных пехотных частей.

Но лучшим решением смогли бы стать 155мм миномёты, которые могли бы стрелять различными 155мм боеприпасами, на расстояние до 4х миль (6,4 км). Такой универсальный миномёт, вследствие снижения дальности стрельбы и уменьшения отдачи, можно было бы установить на БТР, или армейский грузовик ¾. Для стрельбы гаубичными боеприпасами, миномёт должен быть нарезным, как например старая модель 4,2 дюймового миномёта. Гаубичные боеприпасы, в отличии от миномётных мин, конструктивно не приспособлены для оснащения дополнительными зарядами, поэтому доп.заряды необходимо было бы помещать в ствол миномёта, а для заряжания такого орудия хватило бы 2х человек. Или возможно было бы выполнить такой миномёт по казнозарядной схеме, как например 160мм модели, используемые русскими, финнами и израильтянами. Израильтяне воплотили в жизнь концепцию тяжёлых самоходных миномётов, установив 160мм миномёты Soltam на шасси старых танков Шерман.

155мм миномёт мог бы вести огонь большинством типов боеприпасов, от обычных осколочно-фугасных гранат, до новых бронебойных SADARM. Для повышения дальности стрельбы, система стрелять активно-реактивными снарядами. И самое важное, что миномёт мог бы вести стрельбу новым управляемым по лучу лазера Копперхедом. Данный боеприпас имеется на вооружении наших вооружённых сил несколько лет и он доказал свою крайне высокую надёжность. Копперхеды легко уничтожают вражеские танки и бункера, однако из-за своей цены и из-за того, что командиры не видят артиллерию высокоточным оружием, используются довольно редко. Но тем не менее, использование Копперхеда ценой $5000 для уничтожения танка за миллион – довольно неплохая сделка. Поскольку миномётный расчёт всё равно будут пользоваться лазерной подсветкой цели, проблем с применением Копперхеда возникнуть не должно.

Батарея 155мм миномётов могла бы быть придана пехотному батальону. Командиры чувствовали бы себя намного комфортнее, имея в непосредственном распоряжении мощное огневое средство, а противотанковые свойства таких миномётов снискали бы им наилучшую репутацию. Каждая такая батарея должна иметь индивидуальный лазерный целеуказатель для быстрой корректировки огня.

Не так давно, армия и КМП занялись созданием лёгкой 155мм гаубицы (М777). Это очень дорогая гаубица, которая ещё долгое время будет страдать детскими болезнями и требовать доводки, всё из-за своей малой массы. Гаубица М198, которую она заменит, имеет двое большую массу, а также несколько старческих болезней. Самое главное, что данному буксируемому вооружению требуется значительное время развёртывания, а его транспортировка не отличается прыткостью.

Миномёт калибром 155мм, должен получиться совсем не дорогим и простым в изготовлении. В идеале неплохо было бы скопировать существующую 120мм систему, в калибре 155мм. Такой миномёт конечно же не заменит дальнобойную артиллерию, зато обеспечит передовые подразделения скорострельной, мощной, «карманной» артиллерией, с крутой навесной траекторией стрельбы. 155мм миномёты обеспечат десантные войска и воздушную кавалерию, высокомобильным, мощным артиллерийским средством.

https://ru-artil...........................40-80

Российские модели. Российские гусеничные самоходные системы в настоящее время находятся в невыгодном положении в связи со снижением мирового интереса к 152-мм калибру, чьи баллистические характеристики значительно уступают новейшему 155-мм вооружению. Несмотря на это очень много машин С219 Мста-С и 2С5 Гиацинт-С остаются на вооружении многих стран и в настоящее время могут получить выгоду от появления управляемых снарядов. Предлагаются модифицированные версии с орудиями 155-мм/45калибра (2С19M) или 155-мм/52 калибра, но о заказах не сообщается.

Конечный результат всего выше перечисленного – это концепция MRSI (Multiple Rounds Simultaneous Impact - одновременный удар нескольких снарядов. Меняется угол наклона ствола и все снаряды, выпущенные за определенный интервал времени прилетают к цели одновременно). Круглосуточно, при любой погоде, без пристрелки с целью максимизации неожиданности удара.

Возможности MRSI подразумевают очень высокую скорострельность (фактически наиболее достижимую), а также быстрые средства для точного расчета небольших изменений в метательном заряде и угле вертикального наведения для отстрела каждого последующего снаряда по другой траектории. Практически, а также в зависимости от типа орудия и применяемых боеприпасов, в наши дни можно достичь залпа MRSI от трех до шести снарядов на дальности 15 – 35 км. Точность на конечном участке варьируется от 95 метров на 15 км и 275 метров на 30 км для стандартного осколочно-фугасного выстрела, но резко улучшается (менее 10 метров) при использовании интеллектуальных боеприпасов нового поколения.

Изготавливаемый и продвигаемый на рынок компанией GIWS (совместное предприятие Rheinmetall AG и Diehl Group), 155-мм артиллерийский снаряд SMArt 155 специально создан для срыва атак бронетехники.

SMArt 155 означает Sensor-fused Munition for Artillery, Calibre 155mm (артиллерийский боеприпас с сенсорным (неконтактным) взрывателем, калибр 155 мм). Это надежный, высокоэффективный артиллерийский снаряд категории «выстрелил и забыл». В каждом снаряде два автономных, интеллектуальных подснаряда с высокими характеристиками. Они способны нейтрализовать неподвижные и движущиеся бронированные машины, включая танки при любой окружающей обстановке и при любой погоде. SMArt 155 может остановить наступление бронетехники при минимальном расходе боеприпасов и с очень высокой точностью даже на дальних дистанциях поражения. Риск косвенных потерь сведен к минимуму.

Снаряд отличается тонкостенным корпусом с целью получения максимального объема для двух подснарядов. Сочетание многорежимных сенсоров со снарядом типа ударное ядро (или EFP) делает эти подснаряды чрезвычайно эффективными. Превосходное определение целей и отбраковывание фальшивых, большая площадь охвата, высокая вероятность поражения и выдающиеся характеристики боевой части гарантируют максимальную летальность и разрушения на земле, то есть эффективную нейтрализацию бронетехники.

https://topwar.ru/55241-menyayuschiysya-mir-artillerii-chast-2.html

Для подавления неподвижной батареи M109 (САУ) на дальности 16 км тремя батареями 152 мм САУ требуется 902 ОФ снаряда, при использовании УАС «Краснополь» требуется около 9 снарядов. При этом для стрельбы обычными снарядами требуется значительное время для топопривязки, необходимых расчетов по таблицам ведения огня, долгое время нахождения батареи на одном месте, что негативно сказывается на живучести батареи. Для определения координат цели требуется КНП типа 1В18, 1В19, 1В12, 1В13, 1В152, БПЛА или иные средства разведки.

Наименование

Происхождение

Изображение

Калибр, мм

Максимальная
дальность стрельбы, км

Тип боевой части

Масса взрывчатого
вещества, кг

Длина снаряда, мм

Масса снаряда, кг

«Краснополь-М1»

Россия Россия

 

152

25

осколочно-фугасный

9,0

960

45,0

«Краснополь-М2»

Россия Россия

 

155

25

осколочно-фугасный

11,0

1200

54,0

«Сантиметр-М»

Россия Россия

 

152

18

осколочно-фугасный

10,0

861

41,0

«Сантиметр-М1»

Россия Россия

 

155

20

осколочно-фугасный

12,0

940

40,9

https://www.turkaramamotoru.com/ru/Краснополь-(управляемый-снаряд)-9169.html

Технические характеристики ФАБ-250 Данный тип бомб имеет следующие характеристики: Общий вес – 250 кг. Вес взрывчатки – 99 кг. Длина- 1589 мм. Диаметр – 285 мм. Зона повреждений – 28 м (сильные), 56 м (слабые) и 112 м (легкие).

http://fb.ru/article/348800/fugasnyie-aviabombyi-fab-

САУ Krab сразу создавали с возможностью ведения огня в современных режимах, то есть и для режима MRSI (нескольких снарядов одновременного воздействия) в том числе. В результате, SPH Krab в течении 1-й минуты в режиме MRSI выпускает по противнику (то есть по цели) 5-ть снарядов в течении 30 секунд, после чего покидает огневую позицию. Таким образом, для противника создается полное впечатление, что по нему ведут стрельбу 5-ть САУ, а не одна.

https://holicin.livejournal.com/6558891.html

Плюс минометные системы можно переносить силами расчета, легкий миномет может весить до 23 кг и даже готовые к стрельбе тяжелые буксируемые минометы весят 150 кг, что не в пользу, например, 155-мм легкой гаубицы M777 от BAE Systems, которая весит 4200 кг. Кроме того, дальнобойность легких минометов может достигать 3,5 км, а новейших тяжелых систем 10 км.

https://topwar.ru/98929-sovremennye-minomety.html

Сингапурская фирма Singapore Technologies Kinetics (STK) разработала 120-мм скорострельный миномет Super Rapid Advanced Mortar System (SRAMS). Новый миномет, по оценкам разработчиков, имеет ряд преимуществ по сравнению с подобными системами оружия. Миномет оснащен автоматической системой заряжания, системой охлаждения ствола, специальным затвором.

Миномет может быть установлен на шасси тактического автомобиля легкого бронетранспортера.

 

Основные тактико-технические характеристики миномета

Калибр, мм.....................................................................................................120

Вес миномета, кг............................................................................................1200

Давление при откате ствола на грунт, т ................................................. 10-18

Дальность стрельбы, км ...............................................................................9

Дальность стрельбы минами с ракетным двигателем, км ........................1

Темп стрельбы, выстр/мин ..........................................................................18

Углы горизонтальной наводки, град (вправо, влево)..............................45

Углы вертикальной наводки, град ..............................................................40-80

http://militaryarticle.ru/viniti-ran/2004-viniti/11071-perspektivnyj-skorostrelnyj-minomet-srams

Сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3 в состоянии совершать полеты на скорости до 2300 км/ч на дальность до 7000 км. Максимальная боевая нагрузка — 24 000 кг, нормальная — 12 000 кг. Основным оружием самолета являются крылатые ракеты X-22 и аэробаллистические ракеты Х-15. Самолет в состоянии нести до 3-х управляемых противокорабельных ракет X-22М, обладающих максимальной скоростью 3700 км/ч и дальностью до 480 км. Тактических ударных аэробаллистических ракет Х-15 самолет может нести до 10 штук. Шесть из них находятся в специальной барабанной ПУ внутри фюзеляжа, а еще четыре на крыльевых узлах подвески (2х2). Назначение данной ракеты — поражение стационарных площадных целей — баз ВВС и ПВО, РЛС, командных пунктов, военно-промышленных объектов. Гиперзвуковая ракета развивает в полете скорость до 5М и в состоянии поражать цели на удалении в 60-300 км.

https://topwar.ru/71926-tu-22m3-groza-avianoscev.html

Фюзеляж — прямоугольного со скруглёнными углами сечения (кроме носовой части и кабины). Состоит из носовой части, включающей в себя носовой обтекатель (Ф-1) расположенный перед шпангоутом № 1, и гермокабину (Ф-2), между шпангоутами № 1-13, передней части между шпангоутами № 13-33 (Ф-3), средней части между шпангоутами № 33-60 (Ф-4), хвостовой части между шпангоутами № 60-82 (Ф-5), заднего стекателя. Отсеки фюзеляжа состыкованы в плоскостях шпангоутов № 1, 13, 33 и 82. Средняя и хвостовая части фюзеляжа технологического разъема не имеют и представляют собой единый отсек.

Между шпангоутами № 33-44 в средней части фюзеляжа установлен центроплан крыла, соединенный с фюзеляжем в одно целое. К хвостовой части фюзеляжа крепятся киль с рулем направления и стабилизатор. Каркас и обшивка фюзеляжа выполнена в основном из алюминиевых сплавов Д16 и В95.

Самолёт может нести три (в перегруз) противокорабельные крылатые ракеты Х-22 (средняя ракета полуутоплена в фюзеляж), свободнопадающие бомбы или морские мины разного калибра (до 69 шт. ФАБ-250), общей массой до 24 000 кг. Нормальной боевой нагрузкой являются две ракеты Х-22 или бомбы в грузоотсеке массой до 12 000 кг. Возможно расположение бомб и на внешней подвеске (2 балочных держателя МБД3-У-9М) под каналами воздухозаборников. Типовая загрузка минного варианта предусматривает подвеску восьми мин типа РМ-1, УДМ, УДМ-5, АПМ, АМД-2, «Лира», «Серпей», или 12 мин АМД-500М, или 18 мин ИГДМ-500, УДМ-500. Любой строевой самолёт может за относительно непродолжительное время силами личного состава переоборудоваться в ракетный, минно-бомбовый или смешанный вариант вооружения путем демонтажа ракетных балочных держателей и установки кассетных и бомбовых балочных держателей в различных сочетаниях. Применение ракетного или бомбового оружия автоматизировано и осуществляется от навигационно-бомбовой системы (НБС), в составе которой РЛС ПНА, оптико-телевизионный бомбовый прицел 015Т, сопряженные с пилотажно-навигационным комплексом (ПНК).

Для обороны применяется дистанционно управляемая кормовая пушечная установка УКУ-9А-502М с 23-мм пушкой ГШ-23М, с укороченным блоком стволов и повышенным темпом стрельбы (до 4000 выст/мин.). Боезапас составляет 750 снарядов ПИКС и ПРЛ. Прицеливание осуществляется по телевизионному (ТП-1КМ) или РЛС (ПРС-4 «Криптон») каналу, с дальностью захвата цели около 4 км и возможностью ведения автоогня (система 9А-502 и ПРС «Криптон» сопряжены с системой опознавания «свой-чужой»). В связи с огромной скорострельностью пушки введена схема автоматической отсечки очереди после 25 выстрелов.

По моему мнению, все, что происходит в любом роде войск, посвящено одной-единственной задаче: быть готовым к выполнению приказа, в случае поступления оного. Это касается абсолютно всех, без исключения.

Другой вопрос в том, что авиация, наверное, один из самых затратных родов войск. Немудрено, ибо подготовить летчика (а особенно хорошего летчика) и, например, оператора ЗРК — вещи все-таки разные. Это понятно.

Плюс ко всему, на одного летчика приходится как минимум 10-15 (а может, и больше) человек обслуживающего персонала. Инженеры всех мастей, специалисты по регламентным работам, оружейники и прочие спецы высокой категории. А если к этому добавить батальоны обслуживания, охрану и прочий наземный персонал, то эту цифру можно увеличить как минимум втрое.

И это нормально. Ибо самолет — это квинтэссенция сложности как оружия.

Чем в основном долбят басмачей Ту-22М? Авиабомбами ФАБ-500... Как изделие, бомба разработана в 1932 году. Да, прошла кучу модернизаций, в 1954, 1962, 1978 и 1989 годах. Но суть ее осталась неизменной еще с 1941 года. Неуправляемо лететь сверху вниз и внизу устраивать бадабум. Вопрос точности прицеливания и расчета падения. Да, кроме ФАБ-500, наши используют авиабомбы других калибров, но суть от этого не меняется.

Внешняя подвеска — это хорошо. На ней Ту-22М3 может тащить аж 36 бомб ФАБ-250. На снимках и на учениях это выглядит вполне весомо и грозно. Но наружная подвеска — это еще и дополнительное сопротивление воздуха, а значит, уменьшение скорости и радиуса действия.

Четвёртое. Еще один аспект. Максимально допустимый посадочный вес. Знающие люди говорят, что нереально найти фото Ту-22М3 с тремя ракетами Х-22, хотя технические данные позволяют это вполне. Ибо с тремя (это 15 тонн) сесть не представлялось возможным.

И с бомбами такая же странность. В случае изменения или снятия боевой задачи, неисправности самолета, возникает логичный вопрос — куда деть все навешанное? Ладно, если дело будет происходить в Сирии, а если на нашей территории? Вывалить на головы ближним? Неплохо было бы, особенно на головы тех, кто не думает, но активно говорит и пишет. Или в срочном порядке искать местечко, которое в России в ближайшем будущем не пригодится? Потому как если один Ту-22М вывалит 9 тонн с внешки, про эту местность точно можно будет забыть на неопределенное время. А если три?

Сирия далеко, поэтому и летят экипажи с загрузкой только в бомбоотсеках. Логично даже для не специалиста в этой области. Это же, черт возьми, боевое применение, а не маневры! И бомбардировщик должен не просто взлететь с боевой нагрузкой, но пройти маршрут, прорваться через зону ПВО противника, отбомбиться и вернуться назад.

Да, и потом, такая мысль в голову пришла под конец. Не стоит списывать ФАБы. Хоть штука и древняя, но у нее есть и один плюс. ФАБ, в отличие от крылатых ракет, не знает, что такое РЭБ. Не было еще тогда его толком. Потому и не боится. И, действуя против противника, который обладает развитой системой борьбы, ФАБ вполне в состоянии решить задачу по нейтрализации станций РЭБ. А потом уже "калибруй" как угодно, под любой формат.

https://topwar.ru/99127-.html

В 1993 производство техники этой серии завершилось. Последний экземпляр вследствие неспособности заказчика произвести оплату был превращен в памятник. Всего за годы существования модели из-под конвейера вышло 268 единиц техники под этим названием.

Часть самолетов (70 машин) находилась под контролем ВВС России. Еще более 80 принадлежало ВМФ, который в 2011 году передал имеющиеся в исправном состоянии бомбардировщики в распоряжение Военно-воздушных Сил Российской Федерации.

В настоящее время существуют проекты по использованию и развитию данной модели. Разрабатываются дальнейшие модификации, в том числе экспортные вариации. В планах внедрения находится амбициозный проект по использованию Ту-22М3 для запуска небольших спутников прямо на орбиту. Это значительно повысит экономическую эффективность внедрения малых спутников на орбиту, снизив ее стоимость на 20-30%.

На один летный час Ту-22М3 требуется работа 51 человеко-час работы инженеров и оборудования.

Работает технология настолько хорошо, что с высоты в шесть километров боеприпасы отклоняются от целей на четыре метра. 6000 метров — рабочая высота российских ВКС в Сирии, недоступная для переносных зенитных комплексов.

Высокоточное оружие появилось как раз с целью сократить военные расходы, отмечает издание. Основные траты приходятся на боеприпасы — Германия во время Второй мировой войны расходовала на них 60% военного бюджета, СССР — почти половину. Во время войны во Вьетнаме США израсходовали 7,7 млн. бомб, потратив на них и самолетовылеты как минимум 110 млрд. долларов, но результата не достигли. По расчетам, высокоточное оружие за счет поражения цели первым выстрелом (пуском, сбросом) обеспечивает трехкратную экономию только по боеприпасам. Если прибывать сюда расходы на топливо, обслуживание, жалованье военным, выплаты в случае гибели или ранения и т. д., — то выгода выходит колоссальная.Однако, как замечает Contra Magazin, с выходом на пик популярности высокоточное оружие стало стремительно дорожать. Крылатая ракета Tomahawk — расходный материал высокоточной войны, — во время операции «Буря в пустыне» стоила несколько сотен тысяч долларов. Сейчас — полтора миллиона. Один 155-миллиметровый управляемый снаряд Excalibur обходится американской армии в 50 тысяч долларов (и это при условии крупносерийного производства). Большинство объектов, уничтожаемых таким дорогим способом, стоят в разы меньше.

Основным средством поражения являются неуправляемые системы оружия — НУРС различного калибра и бомбы свободного падения. Дело в том, что СВП-24 обеспечивает совмещение цели с местоположением носителя с поправкой на траекторию полета бомбы, рассчитываемой бортовым вычислительным комплексом с учетом гидрометеоусловий и ее баллистики. Причем результативность бомбометания с СВП-24 мало зависит от погодных условий и дальности видимости в районе цели, поскольку она определяется системой ГЛОНАСС и работой бортовых систем самолета. И обычный боеприпас приобретает результативность, соизмеримую с высокоточным оружием. В среднем для поражения одного объекта требуется чуть более одного самолетовылета — 1,16. Это очень хороший результат.

Что касается точности боевого применения свободнопадающих бомб с использованием СВП-24, то ее можно оценить показателем в 20−25 метров. В боевой обстановке есть факторы, которые сказываются на точности бомбометания — погрешности в определении координат цели, сложность определения гидрометеорологической обстановки, резкое маневрирование в районе цели.

Замечу, что наша система действительно принципиально отличается от американской концепции превращения в высокоточное оружие обычных бомб — JDAM. В США на бомбы свободного падения устанавливают комплекты, обеспечивающие их наведение на цель по данным GPS. То есть превращают обычные бомбы в управляемые. Стоимость такого боеприпаса значительно возрастает (комплект стоит около 26 тыс. долларов). Грубо говоря, американцы ставят комплекты на бомбы, которые уничтожаются при взрыве, мы же оснащаем ими самолеты.

Что сказать, мы вынуждены были сделать уклон в эту сторону из-за экономии, учитывая наш военный бюджет. Американская система более проста, но обходится в разы дороже.

Интересно, что модернизация самолетов по программе СВП-24 имеет непростую судьбу. Известно, что компания «Гефест и Т» начала работать с Минобороны в 1996 году, однако в 2002 году программа была закрыта. Военное ведомство начало склоняться к модернизации бомбардировщиков по программе, предложенной холдингом «Сухой», и приняло решение не оплачивать компании проведенную работу. Однако после четырех лет судебных разбирательств «Гефест и Т» все-таки было выплачено 50 млн. рублей.

Заместитель министра обороны Владимир Поповкин отказался от планировавшегося на следующий год финансирования модернизации строевых фронтовых бомбардировщиков Су-24М с оснащением их специализированной вычислительной подсистемой СВП-24, несмотря на решение на уровне главкома ВВС о необходимости проведения такой модернизации, сообщали тогда СМИ.

«Гефест» позволил отработать и довести до совершенства бомбометание со свободного маневра, без входа в зону поражения средств объектовой ПВО условного противника. Точность поражения целей фактически сравнялась с показателями управляемых средств.

http://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?id=3891380

http://fb.ru/news/economics/2016/1/22/3858

Поскольку наведение «Чайки» осуществлялось по методу трех точек, бомбардировщик не мог маневрировать после сброса бомбы до самого ее попадания в цель. В это время он представлял собой легкую цель для противовоздушной обороны противника. Кроме того, штурману-оператору после сброса приходилось постоянно следить за полетом бомбы и корректировать ее траекторию при помощи специального пульта. Даже со специальным оптическим прицелом это было далеко не просто, в том числе и в хороших метеоусловиях. При плохой видимости, естественно, «Чайка» была бесполезна.

В марте 1956 года в ходе заводских испытаний с бомбардировщиков Ту-16 было сброшено 16 «Кондоров». Выяснилось, что при высотах сброса более десяти километров и скорости самолета-носителя свыше 800 км/ч бомба успевает разогнаться до сверхзвуковой скорости, из-за чего рули-интерцепторы на крыльях оказываются неэффективными. Следствием этого в большинстве случаев являлось вращение бомбы вокруг продольной оси.

Предыдущие бомбы наводились при прямом содействии пилота самолета-носителя. КАБ-500Кр, в отличие от них, уже работала по схеме «сбросил-забыл». Для этого в носовой части цилиндрического корпуса бомбы, под полусферическим прозрачным обтекателем, установили гиростабилизированную платформу с телевизионной камерой. Наведение бомбы осуществляется по т.н. телевизионно-корреляционному методу. Такое наведение работает следующим образом. Перед сбросом боеприпаса летчик включает телевизионную систему бомбы, которая передает сигнал на монитор в кабине. Далее пилот при помощи отдельной рукоятки управления находит на экране цель и наводит на нее прицельную метку. В момент подтверждения пилотом цели бомба «запоминает» внешний вид цели и окружающих ее объектов. После сброса ГСН боеприпаса следит за тем, что «видит» телевизионная камера и вносит соответствующие поправки в траекторию полета.

Впервые в отечественной практике управляемая бомба имеет спутниковую ГСН. Электроника боеприпаса принимает сигнал со спутников навигационных систем ГЛОНАСС или GPS и отслеживает свое положение относительно координат цели. Отклонение бомбы КАБ-500С при таком наведении не превышает 8-10 метров. Бомба оснащается 195 килограммами взрывчатого вещества. Еще одной новинкой являются управляемые бомбы калибра 250 килограмм. КАБ-250 и КАБ-250Л оснащаются полуактивной лазерной головкой самонаведения и несут заряд осколочно-фугасного действия.

Прежде всего, стоит отметить снижение калибра и изменение тактической ниши подобных боеприпасов. Первые разработки имели вес в несколько тонн и предназначались для атаки крупных объектов, в первую очередь, промышленных предприятий. Большой заряд взрывчатого вещества и немалые размеры таких целей позволяли компенсировать сравнительно низкую точность. Со временем, после длительного перерыва в разработках, облик управляемых бомб существенно изменился. Теперь это были относительно небольшие и легкие боеприпасы, предназначенные для поражения точечных целей. В целом, концепция применения осталась прежней – уменьшение расхода боеприпасов и, как следствие, финансовых затрат на атаку ценой повышения точности и удорожания единичной бомбы. Однако, изменился «облик» целей для высокоточного вооружения. Результатом всех этих изменений стало появление бомб калибра 500 и 250 килограмм. Пожалуй, в пятидесятых годах прошлого века подобные управляемые боеприпасы обвинили бы в недостаточной мощности. Однако в современных условиях начала XXI века именно управляемые бомбы и ракеты являются наиболее перспективным авиационным средством поражения.

https://topwar.ru/19415-tochno-v-cel-oteche...emye-bomby.html

Бомбометание с кабрирования (угол кабрирования 45–60 градусов) применяется при нанесении бомбовых ударов по объектам с сильной ПВО (рис. 14). Выход в район цели осуществляется на предельно малой высоте. Над заранее выбранным ориентиром, расположенным от цели на дальности 5–8 км самолет переводится в набор высоты и по достижении угла кабрирования 45–60 градусов автоматически осуществляется сбрасывание бомбы. Уход от цели производится с резким снижением.

Бомбометание с кабрирования (угол кабрирования 90 градусов – положение вертикального наборы высоты) применяется при ударе по объекту, координаты которых точно не установлены и требуется предварительное его обнаружение (за 3–4 км). Маневр самолета по набору высоты и сброс бомбы производится над целью.

Бомбометание с кабрирования (угол кабрирования 110 градусов –"через плечо") применяется в условиях плохой видимости и при сложном рельефе местности, когда летчик проходит над целью для ее опознавания. Самолет к объекту подходит на малой высоте и пролетев над ним, совершает вертикальный маневр. Сбрасывание бомбы производится автоматически, когда самолет находится под углом 110 градусов к горизонту. Уход самолета от цели осуществляется со снижением.

Комбинированный способ сочетает в себе все три способа. При этом на одном заходе самолет последовательно сбрасывает до 3-х бомб. Этот способ наиболее эффективно применять по целям, имеющим большие размеры (площадным).

https://studopedia.ru/11_104299_sposobi-bombometaniya.html

Площадь рассеивания бомб разделяется на восемь полос, или вероятных отклонений, включающих около 100% всех точек падения бомб (рис. 46). Практикой установлено, что при бомбометании с горизонтального полета и пикирования с высоты 1000 м и ниже площадь рассеивания бомб значительно вытянута по направлению полета и по своей форме напоминает эллипс.

При бомбометании с высот 1000—8000 м площадь рассеивания бомб весьма близка к кругу и Вд = Вб = ВО.

http://adminland.ru/crimea/books/sh_hb/part05.htm