Общественно-деловая
прогнозно-аналитическая
газета
Видение 2020
Какая политическая и социально-экономическая система сложилась сегодня в России?

феодально-вассальная

социально-демократическая

криминально-олигархическая

кланово-капиталистическая

диктаторско-монархическая

советско-социалистическая

оккупационно-паразитическая

Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года

Покорение белой расы

Славянское царство

Пьёшь и куришь - писаешь мозгами

Фото архив






ЕС: история вопроса

РФ И ЕС: тенденции и проблемы сотрудничества

15/03/2019 Валерий Котилко/Косыгинский форум

Европейский Союз - объединение, в рамках которого наиболее ярко выявляются современные интеграционные процессы. Начало объединению положило соглашение 1951 г. о создании Европейского объединения угля и стали между Францией, ФРГ, Италией и странами Бенилюкса. 

Следующим шагом на пути европейской экономической интеграции стало подписание в мае 1957 года так называемого Римского договора о Европейском экономическом сообществе (ЕЭС) и Европейском сообществе по атомной энергии (Евро-атом).

С января 1962 года одной из основных забот Европейского сообщества становится аграрная политика. В 1964 году создается общий аграрный рынок.

В июле 1968 г. было завершено формирование Таможенного союза, полностью отменены таможенные сборы между государствами-членами.

В 1969 г. было принято решение о постепенном преобразовании Таможенного союза в Валютно-экономический союз. 

В декабре 1985 года Европейский совет принял Единый европейский акт. С его принятием в Римский договор был внесен ряд изменений, дополняющих существующую договорную базу и расширяющих полномочия Сообщества.
Важнейшими нововведениями были следующие:

• сформулирована задача постепенного установления внутреннего рынка до 31 декабря 1992 года; 

• провозглашено, что создание внутреннего рынка будет базироваться на отсутствии границ между странами и свободном движении товаров, людей, услуг и капиталов;

• Европарламенту предоставлены расширенные права по участию в процессе европейского законодательства. В 1992 году в Маастрихте был подписан Договор о Европейском союзе, который после ратификации вступил в силу в ноябре 1993 года.

• Маастрихтским договором были установлены следующие принципы создания Европейского союза:

• завершение экономической интеграции в виде валютно-экономического союза;

• проведение совместной политики в сфере безопасности и внешних отношений;

• сотрудничество в сфере внутренней политики и юстиции по четко ограниченному кругу вопросов – бюджет, вступление новых членов и др.

Важнейшим принципом деятельности ЕС было провозглашено создание системы наднациональных органов.

Таким образом, в Европейском Союзе были созданы условия для экономического, валютно-финансового, политического и гуманитарного сотрудничества стран-участниц, а также согласовывается внешняя политика и безопасность в регионе. Фактически создано единое рыночное пространство без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное перемещение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

С точки зрения оценки функционирования торгово-экономических механизмов ЕС представляется целесообразным подробно рассмотреть вопросы создания Единого рынка. Работа по его созданию стала логичным продолжением интеграционных процессов после формирования в 1968 г. Таможенного союза. Создание Единого рынка было направлено на устранение существующих барьеров во взаимодействии товаропроизводителей государств-членов Сообщества. Речь, главным образом, идет о пограничном контроле, различии стандартов и предписаний на ввоз продукции, непрактичности национальных налоговых систем, субсидиях и многочисленные иных мерах протекционистского характера в сфере промышленности и услуг.

В 1985 году Комиссия ЕС указала на то, что для устранения материальных, технических и налоговых барьеров требуется принятие около 300 правовых актов, большинство из которых должно быть введено в национальное право.

Как и предусматривалось вступившим в силу с июля 1987 года Единым Европейским актом, Единый европейский рынок был введен с 1 января 1993 года. Единый рынок – это экономическое пространство без внутренних границ, в котором обеспечиваются так называемые «четыре свободы»: свободное передвижение товаров, граждан, услуг и капиталов.

Осуществление «четырех свобод» Единого рынка предусматривает создание следующих главных элементов либерализации экономической деятельности:

а) в сфере свободного передвижения граждан:

• свободы выбора места жительства и занятия в пределах ЕС;

• упразднение пограничного контроля при усилении контроля на внешних границах;

• гармонизации иммиграционного законодательства и предоставление убежища, координация борьбы с преступностью.

б) в сфере свободного движения услуг:

• либерализация финансовых рынков;

• либерализация государственного надзора за деятельностью банков и страховых компаний;

• открытие рынков транспортных и телекоммуникационных услуг;

• проведение тендеров в рамках всего ЕС при крупных государственных заказах.

в) в сфере свободного движения капиталов:

• отмена контроля и ограничений для движения денег и капиталов в пределах ЕС;

• либерализация движения ценных бумаг.

г) в сфере свободного движения товаров:

• отмена пограничного контроля;

• гармонизация и взаимное признание технических стандартов и условий для допуска на рынок (принцип эквивалентности);

• гармонизация налогового законодательства.

К настоящему времени абсолютное большинство указанных элементов Единого рынка ЕС удалось реализовать на практике. Проблемы остаются в отношении налоговых систем. Применяются различные ставки налога на добавленную стоимость, что искажает условия конкурентной борьбы.

Формирование хозяйственного механизма ЕС проявляется в создании единых условий функционирования различных секторов национальных хозяйств, что обеспечивалось созданием единого внутреннего (ЕВР) рынка. С 1993 г. отменены таможенный кодекс во внутренних обменах товарами и барьеры на перемещение капиталов и создан единый рынок финансовых услуг, в основу которого положены принципы взаимного признания национальных законодательств и унификация основных нормативов банковского надзора.

Создание Единого внутреннего рынка означало формирование однородного пространства с равными условиями конкуренции, что должно усилить стремление западноевропейских компаний к снижению издержек производства за счет экономии на масштабах производства.

Реализация единого внутреннего рынка сталкивается с серьезными препятствиями со стороны государств-членов. Устранение этих препятствий требует ликвидации дискриминации при выдаче государственных заказов, гармонизации налогового обложения в электроэнергетике, многих видов услуг.

С 1999 г. в соответствии с Маастрихтскими договоренностями была введена единая денежная единица — евро как расчетное и платежное средство, введены фиксированные валютные курсы между национальными и общей денежной единицей, учреждена европейская система центральных банков во главе с Европейским центральным банком. Маастрихтский договор обязывает страны-члены укреплять бюджетную дисциплину. Одним из критериев перехода к экономическому союзу является то, что бюджетный дефицит в каждой стране не должен превышать 3% ВВП, а государственный долг — 60% ВВП.

Интеграционные процессы на уровне ЕС свидетельствуют об усилении центростремительных тенденций. Однако, несмотря на значительные усилия в этом направлении, регион в значительной мере остается конгломератом национальных хозяйств с собственными национальными интересами. 
Особо важной представляется политика ЕС в аграрной области. Еще в Римском договоре была оговорена необходимость проведения единой аграрной политики. Договором предусматривалось достижение баланса интересов между производителями и потребителями, организация общих специализированных рынков, процедура принятия правил и процедур, касающихся аграрной политики.

Общая аграрная политика ЕС была утверждена в 1957 г в качестве меры по защите европейских агропроизводителей от негативных последствий создания единого европейского рынка. В январе 1962 г. после интенсивных переговоров было принято решение об основных методах организации общего рынка зерна и рынков товаров, связанных с его производством – свинины, мяса птицы и яиц. 

Еще раньше, на этапе создания общего рынка, было налажено совместное частичное регулирование и финансирование ряда отраслевых рынков и сфер хозяйства — сельского хозяйства, рыболовства, научных исследований, регионального развития, социального обеспечения и др. 

Сельскохозяйственная политика занимает особое место в экономической интеграции Западной Европы. В основе механизма аграрной интеграции лежат несколько базовых элементов: ответственность органов ЕС (Совета ЕС, или Совета Министров, Европейской Комиссии) за проведение совместной политики, единые цены на основные сельскохозяйственные продукты, свобода внутризональной торговли, а также взаимные преференции членов ЕС, единое финансирование отрасли, общие правила внешней торговли и таможенный барьер против третьих стран.

Искусственное вытеснение внешних конкурентов и высокие внутренние цены заметно стимулировали рост производства ряда продуктов и образования излишков. Самообеспеченность ЕС по зерновым, сахару, яйцам, сыру, животному маслу поднялась свыше 100%. Ликвидировать эти излишки путем обычного экспорта весьма затруднительно из-за их низкой конкурентоспособности.

Режим внешней торговли зерном послужил основой для организации рынка некоторых других товаров. В большинстве случаев эти рынки - основные черты базовой модели, которая включает в себя следующие составляющие – интервенционную цену (цену, по которой закупочные агентства готовы купить продукцию и которая определяет нижний уровень цен внутреннего рынка), налоги на импорт и экспортные субсидии.

Соглашение 1962 г. предусматривало и финансовое обеспечение проведения единой аграрной политики. Был учрежден Европейский сельскохозяйственный фонд по руководству и гарантиям для финансирования экспортных субсидий, рыночных интервенций и структурных мер. Достаточно сказать, что в настоящее время примерно 40% бюджета ЕС направляется на поддержку аграрного сектора.

С середины 1980-х годов основной целью этой политики было сокращение производства сельскохозяйственной продукции в ЕС с минимальным ущербом для фермеров, поскольку в условиях избыточного производства и низких мировых цен реализовать всю европейскую агропродукцию не представлялось возможным.

С созданием в 60-х годах единого аграрного рынка важные вопросы аграрной политики перешли в ведение ЕС. Прежде всего, это относится к рыночной, ценовой, внешнеторговой и - во все большей мере - к структурной политике. Одна из целей на момент основания ЕС заключалась в том, чтобы повысить продуктивность сельского хозяйства, поднять доходы фермерских хозяйств, стабилизировать рынки и обеспечить снабжение потребителей высококачественными продовольственными товарами по умеренным ценам. В результате мер по реализации аграрной политики заметно увеличился объем сельскохозяйственного производства. Вскоре по важным продуктам предложение намного превысило спрос. Благодаря введению квот на производство молока и сахара своевременно удалось ограничить предложение по этим видам продуктов. Однако для разгрузки рынка требовались дополнительные меры.

Благодаря аграрной реформе ЕС, начало которой было положено в 1993 г., произошла коренная переориентация совместной аграрной политики. Основной смысл аграрной реформы ЕС – сокращение прямой финансовой помощи фермерам при увеличении дотаций в общую программу развития аграрного сектора и в решение экологических проблем. Реформа призвана поставить цены на сельхозпродукцию и доходы фермеров в прямую зависимость от требований рынка. Предусмотрено также снижение прямых дотаций производителям сельскохозяйственной продукции.

Реформа предусматривает сокращение или ликвидацию практиковавшееся до сих пор поддержание рыночных цен и компенсирование вызванного этим падение продажной выручки и введение прямого субсидирования в форме компенсационных выплат по конкретным сельскохозяйственным площадям (зерновые, масличные, белковые культуры) и премий за поголовье животных (крупного рогатого скота и овец), а также более эффективного регулирования объемов производства (в частности, обусловленное конъюнктурой создание залежных земель). Благодаря сокращению практики поддержания цен и дополнительным мерам реформа содействует развитию экстенсивных методов производства и тем самым землепользованию, в большей мере отвечающему требованиям экологии. В качестве меры, сопутствующей аграрной реформе, было, в частности, принято решение об оказании финансовой поддержки наиболее экологически чистым методам сельскохозяйственного производства. Эта мера позволяет компенсировать потерю доходов тем фермерам, которые готовы применять экологически чистые или экстенсивные методы возделывания. Таким образом вносится вклад в улучшение экологической ситуации, разгрузку рынка и обеспечение доходов сельскохозяйственных предприятий.

Отношения России с Европейским союзом регулируются положениями Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Данное соглашение создает устойчивый, построенный на основе международного права, режим экономического взаимодействия, охватывающий, в основном, всю торговлю товарами между Россией и ЕС, трансграничную торговлю услугами, движение капиталов, учреждение и деятельность компаний.

Значение СПС заключается в том, что в последние годы ЕС превратился в главного партнера России в международном сотрудничестве. В стратегическом плане ЕС, располагающий мощным торгово-промышленным и финансовым потенциалом, будет и впредь играть ведущую роль в российских внешнеэкономических связях. ЕС выступает как серьезный импортер энергетических и сырьевых товаров, составляющих основу современного российского экспорта. На его долю приходится 35 процентов товарооборота России.

В соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве для товаров ЕС и России устанавливается национальный режим. Это означает, что российские товары на рынке ЕС и товары ЕС на рынке России не могут облагаться налогами и сборами более высокими, чем отечественные товары.

(Продолж. следует)