Общественно-деловая
прогнозно-аналитическая
газета
Видение 2020
Какая политическая и социально-экономическая система сложилась сегодня в России?

феодально-вассальная

социально-демократическая

криминально-олигархическая

кланово-капиталистическая

диктаторско-монархическая

советско-социалистическая

оккупационно-паразитическая

Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года

Покорение белой расы

Славянское царство

Пьёшь и куришь - писаешь мозгами

Фото архив






Что же такое жизнь по-человечески?

«А как хочется жить»

25/09/2019 Юрий Стрижов /2020

"Человеческая жизнь похожа на коробку спичек:
обращаться с ней серьезно - смешно.
Обращаться несерьезно - опасно".
Рюноскэ Акутагава
(классик японской литературы).

В этом рассказе содержится размышление о смысле человеческой жизни на примере беседы с начальником Херсонеской археологической экспедиции в 90-х годах 20 века - Антоновой Инной Анатольевной. В его конце будет сделан вывод о том, что целью жизни Человека является накопление опыта практической деятельности и его последующее осмысление с целью совершенствования души. Событие подлинное, а поэтому фамилии некоторых персонажей в этом повествовании изменены. Рассказ ведётся от первого лица, т.е. его автора.

 Вступление. Что такое жизнь с точки зрения животных и людей? Будем рассуждать как в предмете «алгебра»: есть «дано» и «доказать». Мы видим две фотографии: на одной из них любимец семьи пёс Оскар, на другой - Инна Анатольевна, ей во время перерыва наливает юный археолог из термоса чай (сие действие происходит в Херсонесе). В обоих изображениях есть общее и отличное (мнение моё, субъективное). Общее: на них изображены биологические живые существа. Отличное: различные цели жизни у собаки и людей. Собака, как впрочем, и другие животные, никогда производить раскопки не будет (разве что, если в той же цитадели Херсонеса закопать кусок мяса или сыра). Следовательно, ведущим в поведении человека является разум, у собаки – инстинкты (людей воспитывают, собак – дрессируют). Инстинкт самосохранения (один из трех безусловных рефлексов) есть у животных и человека. Но,  люди с рождения знают о том, что они смертны, животные же!!! (людей посредством внушения страха превращают в двуногих животных). Есть третий безусловный инстинкт («размножения»). Он также есть у животных и людей. Но, вот и отличие: животные в своих действиях руководствуются инстинктами, т.е. программой поведения, лишающей этих биологических существ выбора (ведущими целями жизни моего пса была вкусная еда, защита от опасности себя и жилища хозяев и размножение). Люди животные инстинкты ставят под контроль разума, если, конечно же, в детские годы они получают человеческое воспитание (об этом хорошо показано в детском мультфильме производства СССР «Маугли»).  Так что же такое жизнь с точки зрения Человека? Может, правы гедонисты, утверждая, что человеку надо жить сегодня и - наслаждениями, а? Ответ на данный вопрос каждый из читающих этот рассказ, имеет свой (варианты его зависят от воспитания и жизненного опыта). Я же расскажу о случае, имеющем прямое отношение к ответу на данную мысль. Но, начну с фестиваля молодежной песни «Алтарь Отечества».

Фестиваль «Алтарь Отечества» зародился в Нижегородской области на родине К. Минина в г. Балахне (из официальной истории известно, что К. Минин был руководителем «освоения» денежных средств, потраченных на армию, пытающуюся вернуть независимость России в начале 17-го века, но, сия попытка оказалась тщетной: власть в России была вновь захвачена иноземцами). По своей философии это был молодёжный фестиваль, основным духовным стержнем которого являлось православие (К. Минин также в детские годы получил православное воспитание). Во время заключительного концерта, на который приехала наша команда молодых москвичей, парень одного из техникумов города Балахны спел песню «Как хочется жить» (это слова из нее, истинное название произведения не помню). Спустя несколько лет, по данному фестивалю, а проходил он в мае 2016 года, писал видео рассказ. Обратил внимание, как, слушая талантливо исполняемую молодым певцом песню, смахивает слезы горечи пожилая преподавательница. Предположил, что у нее погиб муж или сын в одной из войн (Афганистан или Чечня). Известно, что в молодые годы мы торопимся жить (может, поэтому мы долго грустим по погибшим детям и молодым людям!). Так что же такое «жизнь», которой так торопятся насладиться люди в молодые годы? Попробуем поискать ответ на данный вопрос в случае, описанном в этом рассказе ниже.

Начальник херсонеской экспедиции. Данный случай произошел в городе-герое Севастополе в феврале 1999 года. Я в этот город приехал в далеко не курортное время для заключения имущественных договоров на проживание и питание участников летнего лагеря «Археолог». В один из дней моего пребывания в городе посетил начальницу Херсонеской экспедиции – Инну Анатольевну Антонову: она 1928 г.р. В 1955-м году ее, 27-ми летнюю даму правительство государства СССР назначило директором Херсонеса Таврического. Им она проработала 30 лет. Во время своей работы организовывала археологические экспедиции, в том числе подводные. А, начиная с лета 1986 года, ежегодно возглавляла раскопки, проводимые в цитадели Херсонеса Таврического. В том 1999-м году в организуемом мною детско-молодёжном лагере «Археолог» была научным руководителем его программы (фактически, она была моим замом по науке, но т.к. данная работа ею велась на общественных началах, то – «консультант»).

Вечером дня приглашения подошел к 5 этажному дому, в котором жила Инна Анатольевна. Он располагался в шаговой доступности от Херсонеса, нём у «начальницы» была трехкомнатная квартира, «хрущёвка» - так народ России называл жилища, автором строительства которых был глава государства СССР - Н. С. Хрущёв: в квартире Инны Анатольевны было две смежные комнаты и одна отдельная, кухня – маленькая (естественно, с газовой колонкой). Уже позже, выходя из «гостей», вспоминал детали посещения жилища: обои на стенах всей квартиры были ветхими и старомодными, но - чистенькими. В комнатах убрано, что говорило о чистоплотности хозяйки квартиры (взглядом директора лагеря увидел, что чистота была не показная, а – естественная). Мебели в квартире немного, и она, хоть и старомодная, но добротная, крепкая (и опять же сие увидел как «хозяйственник»).

Дав мне тапочки и показав расположение с/у, Инна Анатольевна предложила пройти в гостиную комнату квартиры (невольно отметил, что хозяйка заботлива по отношению к людям: старается, чтобы им в непривычной обстановке было комфортно). Заметив мой беглый осмотр квартиры, ничуть не смущаясь, Инна Анатольевна сказала, что обои и люстра  старомодные, т.к. средства были потрачены на путешествие её и мужа по Сибири. На стенах были расположены невиданные для меня вещи типа рыбьей пилы (это оказывается не нос, а орудие для добычи пищи морской рыбины), клешни рака огромных размеров (тогда я не знал, что этот рак есть омар), огромных размеров ракушки, что-то ещё – не помню. Я с большим интересом, видимо очевидным для сторонних наблюдателей, разглядывал восточные «диковинки».  Хозяйка квартиры улыбнулась в ответ на мой неподдельный интерес, обнажая при этом ряд ровных, явно не старческих зубов. Она сказала, что сии находки привезла после странствий по восточным странам. Понимая, что не диковинные вещи я пришел разглядывать, хозяйка предложила перейти к столу: на нём уже были накрыты яства, стоял свежезаваренный чай (муж Инны Анатольевны – Владимир Николаевич «подсуетился»). В тот момент подумал, что с 1994-го года я сотрудничаю с Инной  Анатольевной, а дома у неё побывал впервые. Беседуя за чаем, решили, что вопросы, касаемые научных проблем программы лагеря «Археолог» обсудим «завтра», в рабочем кабинете у Инны Анатольевны.












На фотографиях: юные археологи в 1994-м году; Инна Анатольевна на раскопках в цитадели; самый юный археолог подарил цветок «бабушке».

В тот вечер, после беседы под чай с плюшками Инна Анатольевна предложила мне посмотреть её фото альбом. Когда она его открыла, мне показалось, что всё окружающее меня засветилось непонятным образом, а глаза пожилой женщины стали излучать невидимую глазу, но хорошо ощущаемую мною энергию жизни. На первых снимках я увидел молодую археологиню в водолазном костюме – ею была хозяйка фото альбома: Инна Анатольевна. Она рассказала, что занималась подводной археологией в 60-х годах. На снимке она сфотографирована перед погружением в море. А потом, шли фотографии, повествующие о дальних путешествиях Инны Анатольевны со своим мужем – Владимиром Николаевичем, ученым естественником. Живо, но без суетливости, Инна Анатольевна поведала мне, как, путешествуя по Сибири, ночь они с мужем проводили в поезде, а утром гуляли в одном из сибирских городов (на эту поездку были потрачены те средства, которые должны были пойти на ремонт квартиры). В конце альбома я увидел подаренные мною фотографии, на которых Инна Анатольевна что-то поясняет детям, в том числе моему сыну. Это были последние листы её фотоальбома. Глаза пожилой женщины, когда она закрывала альбом, потухли, стали вновь бесцветными, как и у многих людей её возраста. В том 1999 году ей, начальнику Херсонеской археологической экспедиции исполнилось 71 год (к тому времени она «перенесла» два инсульта, что является тяжким заболеванием для пожилых людей). В том году ни я, ни она – мы не знали, что через год Инна Анатольевна умрет (осень 2000 года).

На фотографиях: Инна Анатольевна во время раскопок в 1996 году; юный археолог что-то нашел важное; место раскопок: цитадель.

Со вздохом сожаления, закрывая фото альбом своей жизни, Инна Анатольевна сказала, что ей так хочется жить. Более 20 лет прошло с той встречи, а я по сей день слышу этот вздох сожаления и вижу потухшие глаза археологини. В том 1999 году размышлял, ведь у дорогой для меня и сотен ее товарищей и учеников Инны Анатольевны были такие материальные блага, как: квартира в шаговой доступности от Херсонеса, директором которого она была три десятилетия, хорошая пенсия, взрослые, материально обеспеченные дети и внучка: казалось бы, «что еще надо для сытной старости» (слова героя фильма «Белое солнце пустыни»). Так что же значили ее вздох сожаления и потухшие глаза? О какой жизни сожалела 71 летняя женщина? И, конечно же «услышал» свой внутренний вопрос: а зачем живет человек, зная, что он умрет! А может, умирает не человек, а его тело?

Так что же такое жизнь? Этот вопрос задавал сначала людям, в том числе в 2013-м году писательнице в Москве на встрече с нею в большом зале большого и, конечно же, материально богатого книжного магазина. Но ответа не услышал. Потом в поисках ответа зашел в интернет: в нем информации об археологине И. А. Антоновой не нашел, но вот о её фамильной тёзке Антоновой Ирине Александровне, бывшем директоре музея изобразительных искусств им. Пушкина, расположенного в г. Москве, опубликовано  много статей о её жизненном пути. И у нее была такая же, как и у описываемой мною Антоновой И. А. яркая и интересная жизнь. Судя по интернету, археологиня И. А. Антонова ничем особенным перед жителями России не отличилась («одной меньше, другой больше», ведь для авторов и хозяев интернета «деньги не пахнут»). Так что же такое жизнь?

Жизнь или существование? Инна Анатольевна не мыслила себя без работы: она ею жила (при этом, она была заботливой домашней хозяйкой и хорошей мамой, как такое получалось совмещение – для меня является загадкой, может у нас, мужчин и у женщин разное мышление?). Я хорошо помню, как дети лагеря «Археолог» помогали ей, начальнику Херсонеской экспедиции дойти до раскопа: физически она сама бы это сделала, но с трудом. Бабушкиным светом загорались её глаза, когда она отвечала юному археологу или молодой лаборантке на вопрос о находках (мною часто находки прятались за спину и выкидывались). Инна Анатольевна, начальница экспедиции, общалась с людьми, а не студентами, лаборантами или «раскопщиками». Может такое происходило из детско-молодежного воспитания? Ведь в годы Великой Отечественной войны она была ребёнком!

Все люди в этот мир приходят творцами для жизни, а не существования. Начинается этот рассказ с  фото собаки и Человека не случайно. У них одно общее: они жили биологически (оба умерли, когда подошел срок: «все происходит вовремя и закономерно» - так утверждают все религии мира). Но, если для собаки радостью был вкусный мосол, то для Инны Анатольевны ею могла стать находка основания оборонительной башни.

В одной из повестей для детей под названием «Голубая чаша» писатель А. Гайдар устами героя произведения задает нам, читателям проблему, сможет ли человек отказаться от прожитой жизни, если ему будет представлена такая возможность? Предполагаю ответ Инны Анатольевны, если бы ей дали такую возможность (конечно же, она бы заново была бы археологиней, также занималась подводной археологией, путешествовала по Сибири, а не тратила деньги на ремонт квартиры, тем более на Тот свет ремонт не взять). Так что же такое жизнь по-человечески? Пишите, может я в чем-то заблуждаюсь!?

Автор: Юрий Васильевич Стрижов. Почта: 9163839055@mail.ru