Общественно-деловая
прогнозно-аналитическая
газета
Видение 2020
Какая политическая и социально-экономическая система сложилась сегодня в России?

феодально-вассальная

социально-демократическая

криминально-олигархическая

кланово-капиталистическая

диктаторско-монархическая

советско-социалистическая

оккупационно-паразитическая

Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года

Покорение белой расы

Славянское царство

Пьёшь и куришь - писаешь мозгами

Фото архив






Нереалистичное "Превращение"

"... Театр сильнее всего воздействует тогда, когда он делает нереальные вещи реальными. Тогда сцена становиться перископом души, позволяющим заглянуть в действительность изнутри."  (Франц Кафка)

14/11/2019 газета 2020

И вновь, Государственный Академический театр имени Евг.Вахтангова порадовал своих поклонников этой осенью новой премьерой! На этот раз была представлена работа молодого немецкого режиссера Йозуа Рёзинга "Превращение" по одноименной новелле Франца Кафки.

Франц Кафка, один из наиболее знаменитых в мире немецкоязычных писателей 20 века, автор романов "Процесс", "Замок" и многих других произведений, считал,что его работы останутся "литературой без публики" и не выйдут за пределы Праги, в которой он жил и работал. Ведь при его жизни было опубликовано лишь три небольших сборника новелл. Но проницательные писатели и интеллектуалы его времени, такие как Роберт Музель, Курт Вольф и др. сразу обратили внимание на необычное дарование и незаурядный талант Кафки.

Настоящая слава пришла к писателю только после его смерти в 1924 году, благодаря тому, что его друг Макс Брод несмотря на завещание Кафки сжечь после его смерти все его произведения, их опубликовал, считая , что гений его покойного друга должен стать всеобщим достоянием."У меня нет интереса к литературе. Литература - это я сам: моя плоть и кровь!", в свое время писал Франц Кафка. И одним из самых знаменитых и загадочных произведений писателя, без сомнения, является его новелла " Превращение".

Кратко ее сюжет заключается в том, что мелкий коммивояжер Грегор Замза однажды утром проснувшись, обнаруживает, что превратился в отвратительное насекомое. Это очень странная ситуация, которую вряд ли стоит оценивать рационально. При этом сознание Грегора остается таким же, как и раньше, он знает и любит свою семью, волнуется за работу и за то, что всем доставляет переживания и хлопоты. Но катастрофа уже случилась, он не такой как все. И уж точно не такой, каким его желают видеть. Он больше не соответствует общепринятым стандартам и приличиям. В этом бедственном положении, в предельном одиночестве и глухом непонимании мира, он и заканчивает свои дни.

Новелла была опубликована в 1915 году при жизни Франца Кафки, и сразу вызвала восторг, возмущение, массу вопросов у критиков и читателей. Сам автор писал, обращаясь к художнику, иллюстрировавшему первое издание новеллы: "Мне пришло в голову, что художник захочет нарисовать само насекомое. Этого делать не надо! Само насекомое изображать нельзя, даже на заднем плане". У писателя образ насекомого является символом непостижимого в человеческой жизни, который не смогут прояснить никакие конкретные изображения, они только отвлекут мысль читателя.

Несмотря на сложность произведения и на то, что сам Кафка считал его "несценичным", "Превращение" сразу стало занимать мысли режиссеров и артистов. Недаром во второй половине 20 века и в наши дни, то и дело, появляются на театральных и киноафишах все новые и новые версии этой, вероятно, одной из сымых загадочных философских притч современности.

Вот и молодой, но уже известный в Европе и в нашей стране театральный режиссер из Германии Йозуа Рёзинг во второй раз в своей творческой биографии обращается к этому знаменитому произведению Франца Кафки.

Закончив в 2013 году режиссерский факультет в театральной школе Макса Рейнхарда в Вене, он, со своим дипломным спектаклем "Карамазов - Исповедь" (по роману Ф.М.Достоевского) был приглашен на театральный фестиваль в Гамбурге. Работая последние годы в Дойчес театр в Берлине, приглашался для постановок спектаклей в театры г.Регенсбурга и г.Киля. В России с творчеством режиссера уже знакомы зрители Санкт-Петербурга: здесь он поставил спектакль "Лебеди" на Сцене Нового Императорского театра и "Марат/Сад" для фестиваля "Точка доступа". В этом году Йозуа Рёзингбвл приглашен художественным руководителем Вахтанговского театра Римасом Туминасом для постановки спектакля на прославленной сцене театра, где с апреля совместно с композитором Тисом Мюнтером начал репетировать спектакль по предложенной им самим новелле Ф.Кафки "Превращение".

Первый раз Й.Рёзинг поставил "Превращение" 8 лет назад в Вене и , вот на днях, 4 и 5 ноября состоялась премьера его спектакля на Симоновской сцене театра им.Евг.Вахтангова. Сценографом постановки стал Максим Обрезков, а в главных ролях задействованы талантливые актеры театра: Владислав Демченко, Анна Дубровская, Василий Цыганцов, Ася Домская, Анастасия Жданова. Спектакль создан в сотрудничестве с Гёте-институтом.

На вопрос журналистов на состоявшейся 5 ноября пресс-конференции, почему режиссер снова обратился к этой новелле Кафки, Й.Рёзинг ответил, что считает его одним из величайших писателей и символом литературы 20 века. "Я отношусь к "Превращению" Франца Кафки как к чуду. Всякий раз, когда я его перечитываю, я нахожу нечто новое: новые детали, новые связи. Произведение это универсально. И мне кажется, что мы до конца так и не поймем его" - поделился своими мыслями с журналистами режиссер. "Лично мне нравится просто видеть тот факт, что став насекомым, Грегор Замза не поменялся как человек". "Был ли он животным, если музыка по-прежнему, так волновала его". (Ф.Кафка "Превращение")

"Мне очень нравится - продолжил режиссер, - и то, что "Превращение" невозможно показать реалистически. Грегор Замза почти на каждой странице явлен по-разному, так что все аспекты образа невозможно обобщить... Важный для меня вопрос, кто рассказчик в новелле, некий автор или сам Грегор? Поэтому для себя я называю всех персонажей нашего спектакля "Хор Грегора". Как в греческой трагедии, этот хор спрашивает, пытается отвечать, спорит, обвиняет, оправдывает. "Превращение" не говорит нам где правда, а где ложь. Кафка дает всего одну версию большого и странного события, и эта версия то и дело не совпадает сама с собой. В этом заключается главный конфликт и возможность вывести "Превращение" на сцену".

На вопрос журналистов об актуальности этого произведения в нынешнее время, режиссер отметил, что по его мнению, творчество Кафки сегодня актуально, как никогда. Ведь современное общество ценит только эффективность, слишком многого порой требует от человека, и тот в этой "гонке" нередко теряет свое "я". Налицо часто разрыв между обществом и отдельной личностью".

Отвечая на вопрос "как возник проект постановки", режиссер рассказал, что часто бывая в России, всегда мечтал у нас работать. Не так давно он привез из Германии для российского зрителя два спектакля, а после получил предложение от худ.руководителя театра им.Вахтангова Римаса Туминаса поставить спектакль на сцене театра. После обсуждения ряда пьесс, по предложению Й.Рёзинга был сделан выбор в пользу бессмертного произведения Франца Кафки.

В апреле началась репетиция спектакля, и режиссер выразил на пресс-конференции благодарность актерам, что они одобрили его путь, его режиссерскую идею. Он поделился с журналистами, что "первым его импульсом было играть в стиле реализма". Но - это же Кафка! И Рёзинг предложил: «фантазировать, играть и фантазировать, но не предавать автора!» Получился "микс" из режиссерской фантазии и предложений и замечаний актеров. Режиссер воплотил на сцене свое оригинальное видение и прочтение новеллы, свое понимание философии Кафки. Он рассказал, что никогда еще не смотрел других чьих-либо постановок этого произведения, чтобы быть творчески "свободным".

Лично для меня этот спектакль усилил драматизм произведения Ф.Кафки, позволил прочувствовать масштаб затронутых и поднятых проблем и вопросов, над которыми всем нам необходимо задуматься...

В заключении пресс-конференции на вопрос Йозуа Рёзингу о том, что ему как режиссеру дает работа с российскими актерами, он ответил: "Я приобрел очень дорогой опыт, радость и большое желание продолжать работать". Мы же, зрители и почитатели театрального искусства пожелаем ему, в свою очередь, интересных режиссерских находок и новых театральных постановок! А весь коллектив Вахтанговского театра хочется поздравить с успешным открытием 99 театрального сезона новыми прекрасными премьерами и пожелать дальнейших творческих свершений!

Наталия Доронина, участник и свидетель премьеры "Превращение" в театре им. Евг. Вахтангова, фото автора