Общественно-деловая
прогнозно-аналитическая
газета
Видение 2020
Какая политическая и социально-экономическая система сложилась сегодня в России?

феодально-вассальная

социально-демократическая

криминально-олигархическая

кланово-капиталистическая

диктаторско-монархическая

советско-социалистическая

оккупационно-паразитическая

Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года

Покорение белой расы

Славянское царство

Пьёшь и куришь - писаешь мозгами

Фото архив






Управление территориями: проблемы и решения

С точки зрения классических определений кибернетики, управление территорией представляет собой циклически повторяющиеся процессы воздействия органов управления на население, проживающее на территории, государственные, муниципальные, общественные  и частные организации с различной формой собственности, расположенные на территории, в интересах достижения целей, определённых в Конституции России, в условиях возможностей и ограничений, обозначенных законодательствами России и субъектов РФ, Указов Президента РФ, Постановлений Правительств РФ и субъектов РФ, контроля исполнения и корректировки управляющих  воздействий.

Современное состояние управления территориями на различных уровнях управленческой иерархии РФ характеризуется далеко не комфортными ощущениями абсолютного большинства граждан России. Средства массовой информации постоянно  вскрывают причины этих ощущений, отражая негативные, а подчас трагические результаты функционирования органов местного самоуправления, федеральной власти. Да и статистические данные о состоянии и развитии всех жизненно важных сфер во многих случаях достаточно точно подтверждают: управляемость многих процессов и явлений в этих сферах катастрофически снижается. Это особенно заметно на примерах управления защитой от климатических явлений, безопасностью на дорогах, безопасностью проживания в городах и сёлах России и т.д.

Всё это позволяет сделать вывод о том, что состав, структура и логика функционирования действующей системы управления не обеспечивают достижение целей, определённых в преамбуле Конституции РФ:

“Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”.

В соответствии с Конституцией РФ главными целями управления территориями (объектами государственной и муниципальной власти) являются с одной стороны выявление, эффективное использование и развитие основных источников повышения качества жизни населения, а с другой стороны защита этих территорий и проживающего на них населения от возможных угроз.

Как определяет теория управления и подтверждает практика, неэффективное управление территориями, не обеспечивающее достижение поставленных целей, характеризуется недостаточной обоснованностью и (или) несвоевременностью формирования и принятия решений, доведения их до исполнителей, низкой исполнительской дисциплиной вследствие отсутствия постоянного и полного контроля исполнения принятых решений и отданных распоряжений.

Каковы причины неэффективного управления территориями?

С одной стороны, управление основывается на субъективных свойствах кадров системы управления, их знаниях и опыте, а с другой  стороны на средствах и методах сбора, хранения, обработки и передачи информации в системе управления территориями.

Что касается субъективных свойств кадров, то в настоящее время на каком бы высоком уровне не находились их знания, опыт, ответственность, они часто оказываются не адекватными потребностям системы управления территориями, используя традиционные “ручные” методы и средства хотя бы в одной из компонент, составляющих цикл управления территорией. Одной из главных причин этого является резкое усиление одного из наиболее сложных противоречий мирового сообщества, упрощенно сущность которого заключается в следующем.

Несколько десятков  лет назад человек овладел практически неограниченными энергиями, что позволило ему перемещаться самому и перемещать в больших пространствах с большими скоростями материальные средства, мгновенно передавать огромные объёмы информации и т.п.. При этом за те же самые десятилетия способности человека по восприятию информации и скорости её обработки для обоснования управленческих решений в интересах своего жизнеобеспечения изменились явно недостаточно, чтобы в новых условиях эффективно управлять различными процессами, определяющими его жизнь в темпе реального времени.

В свою очередь это противоречие приводит к неизбежному возрастанию противоречия между резким увеличением объёма потоков информации и сложившимися методами обоснования решений, доведения их до исполнителей и контроля исполнения этих решений в системе управления территориями. Эти методы в основном традиционно являются “ручными”, хотя все без исключения органы управления территориями оснащены современными компьютерами и коммуникационной техникой.

Разрешение этого противоречия и создания современной системы управления территориями Президент и Глава правительства нашей страны определяют как одну из важнейших задач, реализация которой должно обеспечить существенное повышение качества и безопасности жизни в России. В интересах решения этой задачи была принята КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА. Под электронным правительством в настоящей концепции понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов. В настоящее время на различных уровнях системы управления территориями создаются электронные правительства соответствующие этому определению.

Очевидно, данное определение электронного правительства не предполагает  такого совершенствования средств, методов и в конечном итоге технологии управления территориями, адекватной составу и масштабам современных процессов и явлений управляемых территорий.

Поэтому, разделяя обоснованность оценок состояния информатизации в процессах управления на базе средств автоматизации, данных Президентом РФ Д.А. Медведевым на заседании совета по развитию информационного общества 12.2.2009г. мы избрали иной вариант совершенствования управления территориями.

Принципы реализации  этого варианта заключается в следующем:

  1. Органы власти и объекты управляемой территории являются единой системой управления территории, в которой вырабатываются, принимаются, доводятся до исполнителей, исполняются, контролируются и корректируются принятые решения в соответствии с целями определёнными в Конституции РФ.
  2. Управленческие решения, как основа управляющих воздействий в системе управления территории, формируются доводятся до исполнителей и контролируются на основе информационной технологии управления территорией, представляющей собой научно-обоснованную взаимосвязанную совокупность информационно–технологических процессов сбора, обработки,  представления и передачи данных, реализуемых на основе программно-информационного комплекса. 
  3. Программно-информационный комплекс информационной технологии управления состоит из взаимосвязанных автоматизированных рабочих мест должностных лиц органов власти, функционирующих на единой интегрированной базе данных в локальной и (или) глобальной сети ЭВМ.
  4.  Формирование оптимальных управляющих  воздействий является высшим творческим актом управленческой деятельности органов управления территорией, для реализации которого используются два основных метода:
  • Метод проб и ошибок, основанный на интуиции, знании и опыте лиц вырабатывающих и принимающих решения.
  •  Метод количественного обоснования решений, основанный на системном анализе проблемы управляемой территории и научно обоснованных алгоритмах расчетов целесообразного варианта её решения. Данный метод является основным при реализации информационной технологии управления.

В соответствии с данными принципами разработан, создан, распространяется и развивается специалистами ЗАО «Фирма «Пассат» адаптивный (настраиваемый на потребности органов управления территориями) программно-информационный комплекс информационной технологии управления  (ПИК ИТУ)“ЛАД”.

ПИК ИТУ “ЛАД” предназначен для реализации управления территориями на основе внедрения и развития методов и средств современных и перспективных информационно-коммуникационных технологий, и обеспечивает:

  1.  Формирование единого информационно-аналитического пространства управляемой территории отражающего:
  • Оргштатную структуру и кадровый состав органов управления территориями.
  • Состав и характеристики объектов управления (население, организации).
  • Цели, задачи социально-экономического развития, стандарты проживания населения на управляемой территории.
  • Учёт, мониторинг и анализ  входящих и исходящих документов, циркулирующих в органах управления территорией.
  • Состав материально-технического обеспечения органов управления территории контроль и анализ их распределения и использования.
  • Другие объекты и процессы системы управления территорией.
  1.  Информационно – аналитическую подготовку управленческих решений, доведение их до исполнителей и контроль исполнения этих решений в режиме реального времени на основе   эффективного автоматизированного сбора, обработки, представления и передачи информации в системе управления территорией, включая:
  • Учёт принятых решений по входящим и в исходящих документах, контроль и анализ их исполнения, как отдельным исполнителем, так и различными структурными подразделениями органов управления территорией.
  • Планирование (оперативное, календарное, тематическое), контроль и анализ исполнения планов, как отдельным исполнителем, так и различными структурными подразделениями органов управления территорией.
  • Формирование, контроль исполнения и корректировку бюджетного процесса управляемой территории.
  • Формирование, контроль исполнения  и корректировку адресных программ управляемой территории.
  1. Повышение оперативности, качества и надёжности функционирования органов управления территорией за счёт создания дополнительного эффективного контура управления территорией, основанного на единой интегрированной базе данных, содержащей непротиворечивую информацию, циркулирующую в контуре управления территорией и взаимосвязанных персонифицированных автоматизированных рабочих местах должностных лиц органов управления территорией, функционирующих в режиме реального времени.
  2.  Информационный обмен с другими средствами автоматизации сбора, обработки и передачи информации, определяющей эффективное управление территорией.
  3. Оценку управленческих воздействий и накопление опыта их реализации в течении заданного периода управления в условиях цикличности процессов управления территориями.
  4.  Реализацию прав граждан, предприятий, организаций, учреждений, общественных  объединений на свободный доступ к открытой информации по вопросам входящим в сферы и в пределы компетенции деятельности органов управления территорией и получение определённых услуг.

Как показывает практика внедрения и использования ПИК ИТУ “ЛАД” в некоторых органах местного самоуправления и районных администрациях города Санкт-Петербурга (муниципальное образование город Петергоф, Петроградский район) руководители различных уровней доводят до исполнителей  принятые решения, отданные распоряжения и контролируют их исполнения, используя автоматизированные рабочие места. При этом они всегда имеют возможность анализировать степень рабочей загрузки, как управляемых подразделений, так и отдельных исполнителей и получать количественную оценку качества и дисциплины их исполнения. Мониторинг и автоматизированный анализ информации о состоянии и результатах выполнения различных планов, формировании и реализации бюджетного процесса адресных программ и других объектах управления позволяют руководителям оперативно оценивать социально-экономическую ситуацию и более обоснованно принимать соответствующие решения.

Подчинённые должностные лица получают распоряжения руководителей, анализируют необходимую информацию и готовят управленческие решения в соответствии со своими должностными обязанностями посредством своих персонифицированных автоматизированных рабочих мест, что значительно сокращает время и повышает обоснованность подготавливаемых решений.

Данная технология управления неизбежно повышает оперативность и точность реализации всех составляющих цикла управления и как следствие уровень организации и эффективность управления.

Вместе с тем реализация такой технологии управления наталкивается на естественные трудности.

Первая из них связана с частыми изменениями в законодательстве и регламенте функционирования органов управления территориями и особенно на начальном этапе перехода на новую технологию, когда ещё не сформировано должным образом взаимодействие и взаимопонимание разработчиков и пользователей комплекса.

Вторая причина связана с известной репликой Президента РФ о том, что каждое должностное лицо в системе власти должен владеть современными информационными технологиями, иначе он должен попрощаться со своей должностью. Овладение методами и средствами данной технологии требует определённых знаний, умений и навыков использования её методов и средств и соответствующее изменение содержания и логики выполнения информационно-технологических управленческих операций. Конечно, некоторым должностным лицам оказывается предпочтительнее не тратить на это время и усилия и продолжать исполнять свои обязанности по-прежнему. Это снижает эффективность использования ПИК ИТУ “ЛАД”, так как он охватывает всю систему управления территорией.

Третья причина кроется в нежелании некоторых должностных лиц того, чтобы результат их исполнительской деятельности за всё время пребывания на должности может быть проанализирован руководством в любой момент и они, стараясь уйти от тотального контроля, уклоняются от полного использования соответствующих возможностей комплекса.

Опыт разработки внедрения и развития ПИК ИТУ “ЛАД” показывает не только наличие отмеченных причин, но и то, что при наличии воли руководителя (известный в автоматизации управления “принцип первого руководителя“), можно целенаправленно  создавать и развивать эффективную информационную технологию управления адекватную современным и будущим проблемам и сложностям управления территориями.  Иначе, средства массовой информации будут всё чаще сообщать нам о происшествиях, авариях, конфликтах и т.п., подчёркивая, какие умные решения вынуждены принимать руководители различных уровней, чтобы выйти из складывающихся неблагоприятных ситуаций, вместо того чтобы их своевременно предвосхищать и не допускать.

Генеральный директор ЗАО «Фирма «Пассат»,
председатель научно-технического совета
муниципального образования город Петергоф,
доктор технических наук, профессор                                 В.Я. Розенберг
 
Главный конструктор систем управления ЗАО «Фирма «Пассат»,
член научно-технического совета
муниципального образования город Петергоф,
кандидат технических наук                                                  Д.С. Лавренов