Общественно-деловая
прогнозно-аналитическая
газета
Видение 2020
Какая политическая и социально-экономическая система сложилась сегодня в России?

феодально-вассальная

социально-демократическая

криминально-олигархическая

кланово-капиталистическая

диктаторско-монархическая

советско-социалистическая

оккупационно-паразитическая

Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года

Покорение белой расы

Славянское царство

Пьёшь и куришь - писаешь мозгами

Фото архив






Читайте Ленина, учитесь у Ленина
Культура

К Году литературы – о Ленине

22/04/2025 Дарья Чаликова prlib.ru

22 апреля исполнилось 145 лет со дня рождения В. И. Ленина. В Год литературы Президентская библиотека представляет читателям материалы из своего фонда, которые рассказывают о взглядах Ленина на литературу, искусство и роль человека искусства в обществе.

Свободе выражения творческого человека и исследованию границ этой свободы посвящена статья В. Ленина в сборнике «Ленин о литературе», выпущенном издательством «Детгиз» в 1942 году. Автор обращается ко всем своим оппонентам, ратующим за абсолютную свободу литературного творчества. Позиция Ленина по этому вопросу выражена категорично и чётко: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».

«Мы должны сказать вам, что ваши речи об абсолютной свободе одно лицемерие, – пишет он. – В обществе, основанном на власти денег, в обществе, где нищенствуют массы трудящихся и тунеядствуют горстки богачей, не может быть «свободы» реальной и действительной. Свободны ли вы от вашего буржуазного издателя, господин писатель? От вашей буржуазной публики, которая требует от вас порнографии в рамках и картинах?»

Луначарский писал, что у Ленина было очень мало времени пристально заниматься искусством, и высказываться о нём он не любил, но уважал русских классиков, реализм в литературе и живописи.

Ленин действительно высоко ценил русских классиков: Толстого, Салтыкова-Щедрина, Некрасова. О Толстом он писал: «В его наследии есть то, что не отошло в прошлое, но принадлежит будущему. Л. Толстой сумел поставить столько вопросов, сумел подняться до такой художественной силы, что его произведения заняли одно из первых мест в мировой художественной литературе».

Толстого Ленин выделял особо, считая его художником слова, которому нет равных в Европе. Его произведениям, их влиянию на русскую интеллигенцию того времени Ленин посвятил много статей: «Не начало ли поворота?», «Л. Н. Толстой», «Л. Н. Толстой и современное рабочее движение», «Толстой и пролетарская борьба» и другие. В статье «Лев Толстой как зеркало мировой революции» Ленин пишет: «Л. Н. Толстой выступил как великий художник ещё при крепостном праве. В ряде гениальных произведений, которые он дал в течение своей более чем полувековой литературной деятельности, он рисовал преимущественно старую, дореволюционную Россию, оставшуюся и после 1861 года, полукрепостническую».

Однако, несмотря на признание гениальности произведений Толстого, Ленин в то же время отмечал, что «противоречия в произведениях, взглядах, учениях в школе Толстого – действительно кричащие. С одной стороны, гениальный художник, давший не только несравненные картины русской жизни, но и первоклассные произведения мировой литературы. С другой стороны – помещик, юродствующий во Христе».

Философов – представителей «либерально-буржуазного общества» – Ленин «громил» беспощадно. В фонде Президентской библиотеке есть статья «Ещё один поход на демократию», в которой Ленин нападет на авторов и составителей знаменитых «Вех», а также сам уникальный сборник статей о русской интеллигенции.

В детгизовском сборнике «Ленин о литературе», помимо сложных многостраничных статей, собраны совсем короткие его высказывания или замечания о литературе и культуре в целом. Есть даже размышления о «чистоте русского языка». Например, вот такое: «Русский язык мы портим. Иностранные слова употребляем без надобности. К чему говорить «дефекты», когда можно сказать недочёты или недостатки или пробелы?»