Общественно-деловая
прогнозно-аналитическая
газета
Видение 2020
Какая политическая и социально-экономическая система сложилась сегодня в России?

феодально-вассальная

социально-демократическая

криминально-олигархическая

кланово-капиталистическая

диктаторско-монархическая

советско-социалистическая

оккупационно-паразитическая

Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года

Покорение белой расы

Славянское царство

Пьёшь и куришь - писаешь мозгами

Фото архив


Форум соотечественников июнь 2014 Петербург



Первая русская кругосветка
Культура

Записки капитан-лейтенанта Крузенштерна о первом кругосветном плавании

30/07/2015 prlib.ru

В канун 212-й годовщины со дня начала первого русского кругосветного плавания Президентская библиотека открыла для всеобщего доступа электронные копии документов по истории первой русской кругосветной экспедиции, которая стартовала 7 августа 1803 года на двух парусных шлюпах «Надежда» и «Нева» под общим руководством Ивана Федоровича Крузенштерна. Всего экспедиция пробыла в плавании 3 года и 12 дней.

В своем знаменитом «Путешествии вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 гг. на кораблях "Надежда" и "Нева". Ч. 1» 1809 года издания Крузенштерн скрупулезно восстанавливает цепь событий и анализирует ход и результаты экспедиции. Но для начала нужно было обосновать необходимость для России этого дорогостоящего предприятия, и Иван Федорович нашел для этого весомые слова. Как впоследствии напишет он в «Путешествии», длительную кругосветную экспедицию он расценивал как «средство к пробуждению российской торговли от дремоты, в коей искусная политика торгующих европейских держав старалась долгое время усыплять ее с удачным успехом. Хотя и предлежат препятствия, затрудняющие Россию к соделанию себя торговою державою – в преодолении их не должно отчаиваться. Нужна только воля Монарха, и труднейшие преграды расторгнутся».

В 1799 году Крузенштерн направил в военно-морское министерство предложения по организации кругосветного плавания. Резонов было много. Американские владения России приходилось снабжать продуктами, которые доставлялись посуху по разбитым дорогам через всю Сибирь в Охотск, где их перегружали на суда и только после этого переправляли в Новый Свет. Все это было нетехнологично, несовременно и отнимало массу времени и средств. По замыслу Крузенштерна, кругосветная экспедиция должна была изменить ситуацию к лучшему, доказать возможность и целесообразность подобных плаваний для России, а главное, позволяла вплотную заняться изучением Арктики и Мирового океана и встать в один ряд с такими морскими державами, как Великобритания, Испания и Франция.

Добившись разрешения на осуществление столь опасного плавания, Крузенштерн с трудом настоял на том, чтобы команда на обоих кораблях была укомплектована исключительно отечественными моряками: «Выбор начальника другого корабля предоставлен был моей воле, – читаем в его «Путешествии».  – Я избрал капитан-лейтенанта Лисянского, отличного морского офицера, служившего со мною вместе во время последней войны в Английском флоте и уже бывшего в Америке и Ост-Индии; почему я и имел случай узнать его. Путешествие наше должно было быть продолжительно, и для благополучного окончания оного требовалось общей ревности, всегдашнего единодушия, честных и беспристрастных поступков. Противное сему могло бы подвергнуть нас многим весьма неприятным, а может быть и бедственным приключениям». Своим помощником Крузенштерн назначил лейтенанта Макара Ивановича Ратманова, тот аккуратно вел личный дневник, по которому нынешние исследователи восстанавливают реальную канву событий кругосветного плавания двух русских судов.

С захватывающими эксклюзивными материалами по истории первой русской кругосветки можно познакомиться на портале Президентской библиотеки: это книги «Инструкция Главного правления Российско-Американской компании начальнику первой русской кругосветной экспедиции капитан-лейтенанту И. Ф. Крузенштерну»; «Вокруг света с Крузенштерном»; «Адмирал И. Ф. Крузенштерн» и еще многие другие, вошедшие в контент Президентской библиотеки, насчитывающей сегодня около 400 тысяч единиц хранения.