Общественно-деловая
прогнозно-аналитическая
газета
Видение 2020
Какая политическая и социально-экономическая система сложилась сегодня в России?

феодально-вассальная

социально-демократическая

криминально-олигархическая

кланово-капиталистическая

диктаторско-монархическая

советско-социалистическая

оккупационно-паразитическая

Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года

Покорение белой расы

Славянское царство

Пьёшь и куришь - писаешь мозгами

Фото архив






Кто есть "русский"?
Экспертиза

Русский мир есть, а русского народа нет?

11/11/2015 Сергей Смирнов / корреспондент «2020»

Прошедший в Москве 5-6 ноября Пятый Всемирный конгресс соотечественников, проживающих за рубежом (ВКС), оставил больше вопросов, чем ответов.

Уровень ВКС, организованный МИД России, был максимально высоким. В первый день на Конгрессе выступили: Президент Российской Федерации В.В.Путин, Председатель Совета Федерации В.Матвиенко, Патриарх Кирилл, министры С.Лавров и В.Мединский. Полные тексты их выступлений легко найти на официальных сайтах и здесь нет смысла их цитировать. Лучше попробовать дать  интегрированную  оценку. Во всех выступлениях много говорилось о загадочном «русском мире» (не менее загадочном, чем «русская душа»), русском языке и русской культуре, развитие которых за рубежом надо всемерно поддерживать.

Это сразу вызвало в кулуарах ряд вопросов.

Во-первых, Российская Федерация многонациональное и многоконфессиональное государствои кроме русской диаспоры за рубежом существуют татарские диаспоры, чеченские, калмыцкие и др., о которых не было сказано ни слова и их представители не были в президиуме Конгресса.Также аккуратно обходился вопрос о русском народе, как этносе, и его этнических диаспорах. Все многообразие нашего зарубежья попытались втиснуть в понятие «русскоговорящие», разделяющие общие ценности (без разделения на православные, исламские и пр.) и российскую культуру. В нашей газете (№ 22   2015 г.) в статье «Безрассудно забытый перечень народов России» я уже писал о попытке двадцатилетней давности ввести понятие русский народ в правовое поле, но как видно за эти десятилетия ничего не поменялось, «воз и ныне там».Как была ошибочная советская теория о полиэтнической самоидентификации (за границей я русский, в Москве – дагестанец, а в Дагестане – аварец), так она и осталась, только слово «советский» поменяли на «российский». Конечно, это удобно чиновникам, поскольку все многообразие отечественных диаспор можно «не заморачиваясь» объединить под понятием «российские» и пытаться осуществлять их централизованное руководство.

Во-вторых, много говорилось о помощи «российским» соотечественникам за рубежом, чтобы они, в свою очередь повышали международный имидж России и «несли  нашу   культуру» в иноземные страны. По сути, это продолжение штатной деятельности  Россотрудничества,  фонда «Русский мир» и Совета соотечественников с его фондами. Может быть это и было актуально лет десять назад, когда для Российской Федерации появление почти 30-миллионной диаспоры было новым и не изученным явлением. Но за эти годы можно было бы посмотреть на опыт других стран, изучить самые старые и крупные диаспоры (еврейскую, китайскую и армянскую) и попытаться перенять их уникальный опыт помощи соей родине. Если перейти на язык цифр, то,  надеюсь, представит интерес информация о том, что китайская диаспора является одной из крупнейших мировых экономик и обладает капиталами,превышающими 3 трлн. долл.США, причем на долю этнических китайцев (из диаспор) приходится до 80% (из более чем 800 млрд. долл. в 2003 г.) иностранных инвестиций в китайскую экономику. Да что там китайцы. Даже бедные узбеки и таджики посылают из России  домой ежегодно более 7 млрд. долл. США.  А вот сколько присылают на родину наши русскоговорящие соотечественники, таких данных мне в интернете разыскать не удалось. Также нет достоверных данных о количестве квалифицированных специалистов, покинувших нашу страну в новом веке. Хотя было бы интересно узнать, насколько расширился и укрепился «русский мир» с начала реализации государственной программы помощи соотечественникам за рубежом.

И, наконец, о «генеральной линии партии». В итоговой резолюции Конгресса не определен главный вектор работы с диаспорами. То ли мы, как Китай, будем расширять присутствие соотечественников в разных странах мира и повышать эффективность их деятельности в странах пребывания на благо исторической родины, то ли активизируем репатриацию с целью восполнения демографических провалов, исходя из потенциального числа в 30 млн. соотечественников, проживающих за рубежом, в основном в бывших союзных республиках.Возможно, это связано с тем, что, как и в национальной политике, так и в работе с диаспорами, властные структуры не уделяют должного внимания научным исследованиям этих сложных явлений.

В результате не Российская академия наук, а РПЦ формирует понятийный аппарат «русского мира», а в президиуме  ВКС рядом с Президентом России сидит не Президент РАН, а Патриарх Кирилл.

 

На заметку

Так кто есть «русский»?

Вот одно из близких к истине определений.

Санскритское слово-причастие  звучит – рýсат, и означает – светлый; при этом в санскрите оно не имеет соответствующего ему слова-глагола – светить. Корень этого слова – рýс, что означает – свет, в смысле просвещения Богом. Отсюда слово «русский» означает – светлый, в смысле просвещённый Богом, т.е. обладающий Различением – способностью различать истину и ложь (добро и зло). Поэтому русскость характеризуется не образом тела, а образом духа – русскими могут быть (а могут и не быть) люди любой расы. По плодам их узнаете их.