Общественно-деловая
прогнозно-аналитическая
газета
Видение 2020
Какая политическая и социально-экономическая система сложилась сегодня в России?

феодально-вассальная

социально-демократическая

криминально-олигархическая

кланово-капиталистическая

диктаторско-монархическая

советско-социалистическая

оккупационно-паразитическая

Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года

Покорение белой расы

Славянское царство

Пьёшь и куришь - писаешь мозгами

Фото архив






Зимняя музыка "Площади Искусств"
Календарь

13 декабря в Большом зале филармонии торжественно откроется XVI Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств».

В этом году крупнейший зимний музыкальный форум нашего города посвящен творчеству трех композиторов-юбиляров: Петра Ильича Чайковского (175-летие со дня рождения), Яна Сибелиуса (150-летие) и Георгия Васильевича Свиридова (100-летие). Музыке этих мастеров отведена значительная часть фестивальной афиши. Безусловно, сочинениями авторов-юбиляров программа далеко не исчерпывается: публика услышит множество произведений разных эпох и стилей, от Баха и Моцарта до наших дней.

Среди солистов, выступающих на «Площади Искусств» – 2015, представлено целое созвездие лауреатов «именных» конкурсов композиторов-юбиляров. На филармоническую эстраду выйдут обладатели премий конкурса имени П. И. Чайковского разных лет, пианисты Борис Березовский, Питер Донохоу (Великобритания), Лукас Генюшас и Александр Гиндин, виолончелист Андрей Ионица (Румыния), вокалисты Михаил Казаков и Олеся Петрова, а также победительница IX Международного конкурса имени Сибелиуса (2005) и обладательница специального приза за исполнение скрипичного концерта великого финского композитора – немецкая скрипачка русского происхождения Алина Погосткина.

В насыщенной и разнообразной программе фестиваля слушателей ожидает множество ярких событий: сольные выступления вокалистов – знаменитого баса Ильдара Абдразакова и дебютантки прошлогодней «Площади Искусств», восходящей оперной звезды, сопрано Ольги Перетятько, фортепианные вечера Бориса Березовского и Питера Донохоу. На фестиваль приедет один из самых титулованных и любимых во всем мире вокальных коллективов – британский ансамбль The Swingle Singers.

В Малом зале выступит один из лучших российских камерных коллективов нового поколения, «Атриум-квартет». А прекрасные петербургские певцы Олеся Петрова и Петр Мигунов представят монографическую программу из вокальных сочинений Георгия Васильевича Свиридова.

В партнерскую программу фестиваля вошли выступления Камерного хора Смольного собора в храме Воскресения Христова (Спас на крови), спектакли Михайловского театра и Театра музыкальной комедии. Государственный Русский музей в рамках фестиваля представит выставку «Петр Первый. Время и окружение» посвященную великолепной портерной живописи петровской эпохи. Выставка откроется 17 декабря в Михайловском замке и продлится до марта 2016 года.

Завершится фестивальный марафон как всегда 25 декабря. В этот вечер в Большом зале состоится концертное исполнение последней оперы Петра Ильича Чайковского «Иоланта». За пультом – маэстро Юрий Темирканов.

 

13 декабря 2015 года в20:00 в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича состоится концерт — открытие XVI Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств» 

Художественный руководитель фестиваля – Юрий ТЕМИРКАНОВ 

Маэстро Юрий Темирканов, всемирно известная китайская пианистка Юджа Ван и Заслуженный коллектив России открывают фестивальную программу исполнением сочинений композиторов, творчеству которых посвящена «Площадь Искусств» – 2015, Петра Ильича Чайковского и Яна Сибелиуса.

Второй фортепианный концерт (1880) – одно из любимых детищ Чайковского. Судьба этого монументального, виртуозного сочинения сложилась менее успешно, чем
у знаменитого Первого концерта: предполагаемый первый исполнитель и адресат партитуры, Николай Рубинштейн, ушел из жизни незадолго до премьеры (впервые Второй концерт прозвучал в 1881-м, в Нью-Йорке, в исполнении Маделин Шиллер; на родине премьера состоялась годом позже: партию рояля исполнил друг и ученик Чайковского Сергей Танеев,
а дирижировал Антон Рубинштейн), успех у публики был весьма умеренным, автор считал, что в партитуре есть очевидные промахи и собирался исправить их для переиздания партитуры; Александр Зилоти, еще при жизни Чайковского, предложил ряд кардинальных переделок и сокращений, значительная часть которых композитора категорически не устраивала, но после смерти Чайковского версия Зилоти все-таки увидела свет... И все же, как говорил Юрий Келдыш, «...если рассматривать этот концерт вне сравнения с предыдущим, то нельзя не признать несомненных его достоинств как блестящего, эффектного произведения, представляющего благодарные возможности для демонстрации виртуозного мастерства исполнителя».

«Кажется, будто Всевышний, сбросив с небесного свода камушки, из которых можно составить мозаику, повелевает мне соединить их в одно целое». Целое – Вторая симфония Сибелиуса – сложилось в 1902-м. Новая симфония, создававшаяся на волне успеха, последовавшего после премьеры Первой, продолжает эпическую линию в творчестве композитора. Партитура быстро завоевала признание у публики и критиков и стала одним из самых исполняемых сочинений Сибелиуса.  

Программа фестиваля

Дата концерта: 13 декабря, 2015 года (воскресенье)

Время начала: 20:00

Большой зал филармонии

Дирижер - Юрий Темирканов

Солистка - Юджа Ван (Китай) фортепиано

Открытие фестиваля

Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии

Чайковский: Концерт № 2 для фортепиано с оркестром; Сибелиус: Симфония № 2

 

15 декабря, вторник, 20:00, Большой зал 

Борис Березовский, Фортепианный вечер

Бах-Лист Две органные прелюдии и фуги № 4 и № 5

Шуберт-Лист Три песни из цикла «Зимний путь»

Лист «Обручение» из цикла «Годы странствий» Три концертных этюда

Чайковский «Времена года», двенадцать характеристических картин

«С легкостью преодолевая толщу исполнительских штампов, он словно общается напрямую с композиторами, причем общается на равных, без подобострастия, но и без чванства. Иногда даже кажется, музыка возникает в зале сама по себе, без участия пианиста — настолько естественны, пластичны и убедительны его интерпретации. Березовский никогда не выпячивает своего «я», не старается любой ценой продемонстрировать виртуозность и технику (к слову сказать, поистине совершенную). Напротив, он полностью «растворяется» в композиторе — будь то Рахманинов или Шуман, Бетховен или Шопен, погружает себя и нас в мир автора — уникальный, непохожий на другие. Так играют лишь великие музыканты». (Роман Берченко для «Независимой газеты», 2008) 

В Большом зале в исполнении одного из самых востребованных и ярких пианистов России, победителя IX Международного конкурса имени П. И. Чайковского прозвучат виртуозные фортепианные транскрипции, оригинальные сочинения Ференца Листа и цикл Петра Чайковского «Времена года».

 

16 декабря, среда 20:00, Большой зал 

Лауреаты XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского и Международного конкурса пианистов в Лидсе

Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии

Дирижер - Николай Алексеев

Андрей Ионица - виолончель (2015, I премия) (Румыния)

Лукас Генюшас - фортепиано (2015, II премия)

Анна Цыбулёва - фортепиано (лауреат Международного конкурса пианистов в Лидсе - 2015, I премия) 

Чайковский. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром 

Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром 

Брамс. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром

В Большом зале выступают лауреаты XV конкурса им. П. И. Чайковского – румынский виолончелист Андрей Ионица (I премия) и российский пианист Лукас Генюшас (II премия), а также, впервые в Петербурге, лауреат первой премии престижного международного конкурса пианистов в Лидсе (2015) Анна Цыбулёва. В исполнении этих великолепных молодых музыкантов прозвучат «Вариации на тему рококо» Чайковского, Второй фортепианный концерт Рахманинова и Второй фортепианный концерт Брамса.

Премьера «Вариаций» Чайковского состоялась 30 ноября 1877 года. «Благородство выражения, простота и изящество наряду с развитым виртуозным началом, предоставляющим солисту благодарные возможности для демонстрации своих исполнительских данных — таковы качества этого сочинения, ставшего одним из популярнейших образцов виолончельной концертной литературы», как справедливо заметил Юрий Келдыш.

Второй концерт Рахманинова (1900) стал одним из самых популярных произведений мирового фортепианного репертуара. Партитура, созданная после трехлетнего перерыва, вызванного тяжелейшей депрессией, в которую автор впал из-за провала Первой симфонии, посвящена врачу-психотерапевту Николаю Далю. У него Рахманинов прошел весьма успешный курс лечения, позволивший преодолеть творческий кризис. Блестящая премьера нового сочинения состоялась 27 октября 1901 года в Москве под управлением Александра Зилоти. 

Полный света и гармонии Второй фортепианный концерт (1881). Как и Девятая Шостаковича, эта партитура увидела свет в ноябре, 9-го. За пультом был друг и почитатель таланта Брамса Ганс фон Бюлов, солировал сам автор. Второй фортепианный концерт, созданный в одно время со Второй симфонией и скрипичным концертом, отразил впечатления лучших лет жизни Брамса, успешного, знаменитого, веселого. Музыка несет в себе оптимистичное мироощущение, эпическую широту, богатырский размах. Концерт, написанный в «золотом» си-бемоль мажоре – сочинение классическое во всех смыслах. Его форма и масштаб далеко превосходят современные ему образцы концертного жанра, это скорее грандиозная романтическая симфония.

 

18 декабря, пятница 20:00 , Большой зал, The Swingle Singers (Великобритания)

Академический симфонический оркестр филармонии

The Swingle Singers (Великобритания)

Дирижёр - Алексей Ньяга

Рождественские песни и оригинальные композиции ансамбля The Swingle Singers

Чайковский, Корелли

Легендарный британский вокальный ансамбль The Swingle Singers, снискавший любовь уже не одного поколения слушателей, впервые выступит в Большом зале вместе с Академическим симфоническим оркестром филармонии. 

Созданный в Париже экспатом-американцем с говорящей фамилией, Уордом Свинглом (он с детства занимался джазом, затем работал бэк-вокалистом у Азнавура и Пиаф, был участником знаменитого французского вокального ансамбля «Les double six”, члены которого, включая чудесную Кристиан Легран, позже стали «Певцами Свингла») состав из восьми человек за 53 года своей активной деятельности выпустил 50 альбомов и завоевал 5 премий «Грэмми». В нынешней инкарнации семеро британцев-вокалистов с неизменным успехом продолжают традиции, заложенные Свинглом, увы, ушедшим в начале этого года.

 

19 декабря, суббота 20:00 , Большой зал

Дирижер - Николай Алексеев

Солистка - Алина Погосткина (Германия)

XVI Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств»

Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии

Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая»

Сибелиус. Концерт для скрипки с оркестром

Свиридов. Маленький триптих для оркестра

Победительница IX Международного конкурса имени Сибелиуса (2005) и обладательница специального приза за исполнение его скрипичного концерта, уроженка Ленинграда, немецкая скрипачка Алина Погосткина выйдет на эстраду вместе с Николаем Алексеевым и Заслуженным коллективом России. Прозвучат скрипичный концерт великого финского композитора и Шестая симфония Петра Ильича Чайковского.

В своем концерте (1904) Сибелиус раскрывает все виртуозные и художественные возможности своего любимого инструмента. Один из критиков сравнивал звуковые образы, запечатленные в этой великолепной партитуре с «живописными скандинавскими зимними пейзажами, на которых художники посредством утонченной игры белого на белом добиваются редких, подчас гипнотических и мощных эффектов».

«Патетическая» симфония – последнее крупное сочинение Чайковского – увидела свет за несколько дней до трагического ухода автора. Ее премьера состоялась в зале Дворянского собрания, ныне Большом зале филармонии, 16 октября 1893 года. Дирижировал автор. «С этой симфонией происходит что-то странное! – писал композитор после премьеры. – Она не то чтобы не понравилась, но произвела некоторое недоумение. Что касается меня самого, то я горжусь ей более, чем каким-либо другим моим сочинением». Через несколько дней после смерти композитора Шестая прозвучала под управлением Эдуарда Направника. В этот раз признание было полным и безоговорочным.

 

20 декабря, воскресенье 20:00 , Большой зал

Ильдар Абдразаков, Вокальный вечер

Ильдар Абдразаков — бас

Мзия Бахтуридзе - фортепиано (Грузия)

Глинка, «Попутная песня» из цикла «Прощание с Петербургом», «Я помню чудное мгновенье», «В крови горит огонь желанья»

Чайковский, «Нет, только тот, кто знал», «Колыбельная песня», «Серенада Дон Жуана»
Мусоргский, «Песни и пляски смерти», вокальный цикл на слова А.Голенищева-Кутузова

Лист, Три сонета Петрарки

Равель, «Три песни Дон Кихота к Дульцинее», вокальный цикл на слова П.Морана

Форе, «Май», «Пробуждение», «Брошенный цветок». 

Долгожданный сольный концерт одного из лучших современных оперных певцов, баса Ильдара Абдразакова. В дуэте с пианисткой Мзией Бахтуридзе наш прославленный соотечественник исполнит великолепную программу, в которую вошли «Песни и пляски смерти» Модеста Мусоргского, «Три сонета Петрарки» Ференца Листа, «Три песни Дон Кихота к Дульцинее» Мориса Равеля, а также песни и романсы Габриэля Форе, Михаила Глинки и Петра Чайковского.

«Как только стихает звучание бархатного баритонального баса Ильдара Абдразакова, вы легко можете ощутить смертельный трепет и кажется, будто вся мировая скорбь, словно в колыбели, покачивается в его руках». (Джефф Браун, The Arts Desk, 5 апреля 2012)

 

20 декабря, воскресенье 19:00 , Малый зал

Шуберт, Чайковский, Шостакович

3-й концерт 2 абонемента «Трио. Квартет... Ансамбль!»

 «АТРИУМ-КВАРТЕТ» 

Сергей Малов

Антон Ильюнин

Дмитрий Питулько

Анна Горелова

Дмитрий Ерёмин — виолончель 

Чайковский. Струнный квартет № 3

Шостакович. Струнный квартет № 7

Шуберт. Струнный квинтет до мажор

В программу концерта одного из лучших молодых отечественных квартетов вошли сочинения Франца Шуберта, Петра Чайковского и Дмитрия Шостаковича.

Струнный квинтет Шуберт сочинял в одно время с тремя последними фортепианными сонатами и «Лебединой песней», летом и в начале осени 1828-го, незадолго до ухода из жизни. Как и многие другие шедевры Шуберта это сочинение, ныне справедливо считающееся одной из лучших партитур для камерного состава, дожидалось публикации четверть века, а его первое известное исполнение состоялось только тремя годами ранее.

Последний, Третий квартет Чайковского считается лучшим. Он был окончен в феврале 1876-го и впервые прозвучал в доме Николая Рубинштейна. Однажды, в гостях у друзей, композитору приготовили сюрприз: приглашенные музыканты сыграли Квартет в присутствии автора. Когда исполнение закончилось, Петр Ильич сказал: «По началу мне не слишком понравился финал, но теперь я вижу, что он вполне хорош».  

Седьмой квартет Шостакович посвятил памяти своей первой жены, Нины Васильевны.

Впервые это лаконичное сочинение прозвучало в Малом зале, 15 мая 1960 года.

 

21 декабря, понедельник 20:00 , Большой зал

Ольга Перетятько . Вокальный вечер

Ольга Перетятько — сопрано

Александр Гиндин - фортепиано (Лауреат Х Международного конкурса имени П. И. Чайковского - 1994, IV премия)

Чайковский, «Средь шумного бала», «Я ли в поле да не травушка была» «Песнь цыганки»
«Серенада», «Ночь», «Забыть так скоро», «Кукушка» ,«Колыбельная»

Рахманинов, «Элегия», «Сирень», Вокализ, «Здесь хорошо», «Не пой, красавица»

Россини. Романс Коринны из оперы «Путешествие в Реймс», Каватина Семирамиды из оперы «Семирамида» ,Ария Фиориллы из оперы «Турок в Италии», Речитатив и Ария Фиориллы из оперы «Турок в Италии»

Верди–Лист, Концертный парафраз на тему «Miserere» из оперы «Трубадур»

Сольный концерт «серебряной колоратуры XXI века» Ольги Перетятько – событие редкое (увы, наша землячка нечасто появляется на родине). Восходящая звезда мировой оперной сцены впервые выступила на «Площади Искусств» в прошлом году, тогда ее интерпретация бриттеновских «Озарений» стала одной из ярчайших страниц фестиваля. На этот раз Перетятько выступит в Большом зале вместе с лауреатом Х Международного конкурса имени П. И. Чайковского, пианистом Александром Гиндиным.

В одном из интервью Ольга сказала, что «ключ к достоверному исполнению – когда все, что ты поешь на данный момент, – твое любимое». И в самом деле: для петербургской публики Перетятько исполнит речитативы и арии из опер Джоаккино Россини, композитора, чья музыка сыграла одну из важнейших ролей в судьбе певицы, а также романсы Чайковского и Рахманинова.

 

21 декабря, понедельник 19:00, Малый зал

Питер Донохоу (Великобритания), Фортепианный вечер

Моцарт. Соната ля мажор, KV 331

Равель. «Отражения» для фортепиано

Рахманинов. 13 прелюдий, соч. 32

У знаменитого британского пианиста, лауреата VII Международного конкурса имени П. И. Чайковского Питера Донохоу есть два весьма примечательных высказывания. В первом он признается в любви к нашей публике: «Я очень люблю русскую публику. Общение со слушателями после концерта может дать исчерпывающее представление о стране. Во Франции будут рассуждать о тембре звука, в Германии – о его качестве, в Британии скажут, что вы играли «очень мило», ну а в России оценят прежде всего духовную наполненность». Во втором же говорит о национальном и интернациональном в музыке: «Если в произведениях Рахманинова или Чайковского искать только национальные черты, уйдет самое ценное. Нужно просто играть то, что написано композитором в нотах: он поднимает темы, понятные и важные для всех, но «говорит» о них в музыке на родном языке: Чайковский – на русском, Дебюсси – на французском».

В этот вечер Донохоу будет разговаривать с публикой «о понятном и важном для всех» на немецком, французском и русском: в программе сочинения Моцарта, Равеля и Рахманинова.

 

22 декабря, вторник 20:00 , Большой зал

Дирижер - Александр Дмитриев

Солист - Питер Донохоу (Великобритания)

Академический симфонический оркестр филармонии

Чайковский. Итальянское каприччио

Сибелиус. Симфония № 1

Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром

Питер Донохоу выйдет на сцену вместе с Академическим симфоническим оркестром филармонии и Александром Дмитриевым. Музыканты исполнят «Итальянское каприччио» Петра Чайковского, Первую симфонию Яна Сибелиуса и «Рапсодию на тему Паганини» Сергея Рахманинова.

В «Итальянском каприччио» Чайковского нашла воплощение стихия римского карнавала. Эта блестящая, полная прекрасных мелодий партитура, передающая впечатления композитора от бурного уличного веселья и ярких красок южной природы, стала одним из самых популярных сочинений русского симфонического репертуара. Петербургская публика впервые услышала новое сочинение Чайковского 135 лет назад, 26 декабря 1880 года, под управлением Эдуарда Направника.

Первая симфония Яна Сибелиуса принесла композитору международное признание: ее вторая, переработанная редакция, впервые прозвучавшая в Берлине 18 июля 1900 года, вызвала восторги критики и публики в Стокгольме, Копенгагене, Берлине, Париже. Первая стала новым словом в симфонической музыке. Гамбургский критик Фердинанд Пфоль писал: «Его симфония, сочинение полное ничем не стесненной мощи, полное необузданной живости и удивительной смелости – скажем прямо – замечательная работа, которая шагает по новому пути, или, скорее, несется вперед подобно опьяненному божеству».

Рахманинов впервые исполнил «Рапсодию на тему Паганини» с Филадельфийским оркестром под управлением Леопольда Стоковского в Балтиморе, 7 ноября 1934-го. А 24 декабря того же года появилась знаменитая авторская запись. «Рапсодия» – сочинение уникальное, небывалое: в этих 24 вариациях на 24-й каприс Паганини в единое целое сплавляются музыкальный язык позднего романтизма, джаз и танцевальная музыка 20-х, а сама вариационная форма претворяется в грандиозный трехчастный концертный цикл. И через весь цикл, меняя маски и корчась от свинга, рука об руку с главной темой шагает роковой мотив-символ, средневековый Dies irae...

 

23 декабря, среда 19:00 , Малый зал

Олеся Петрова и Пётр Мигунов

Вокальный вечер

К 100-летию со дня рождения Свиридова

Олеся Петрова — меццо-сопрано

Петр Мигунов — бас

Маргарита Петросян - партия фортепиано

Валентина Немкова - партия фортепиано

Свиридов. Песни на слова Р.Бёрнса

Девять песен на слова А.Блока

Вокальная музыка – главный жанр в творческом наследии Георгия Васильевича Свиридова. Его поразительное чувство стиха и мелодическое дарование породили подлинные шедевры, среди которых важное место занимают песни на стихи Александра Блока и Роберта Бёрнса.

Свиридов создал около 40 песен на стихи Блока. Это и сольные миниатюры, и камерный цикл «Петербургские песни» (1963), небольшие кантаты «Грустные песни» (1962) и «Пять песен о России» (1967), хоровые поэмы «Ночные облака» (1979) и «Песни безвременья» (1980).

Девять песен на тексты Роберта Бёрнса – один из лучших вокальных циклов, созданных в России в XX веке. Великолепные переводы Самуила Маршака и лаконичная, красочная музыка Свиридова стали единым, органичным целым, в котором воплотился «русский взгляд» на Шотландию. Триумфальная премьера сочинения состоялась в Малом зале, 28 ноября 1955 года. Первым исполнителем песен стал друг и пропагандист творчества Свиридова Ефрем Флакс. Аккомпанировал автор.

 

25 декабря, пятница 20:00 , Большой зал

Концерт – Закрытие XVI Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств»

Чайковский. «Иоланта», опера в концертном исполнении

Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии

Петербургский камерный хор

Дирижёр - Юрий Темирканов

Лиана Арутюнян - сопрано (Франция)

Павел Чернох - тенор (Чехия)

Алексей Марков — баритон

Михаил Казаков — бас

Владислав Сулимский — баритон

Федор Кузнецов — бас

Галина Сидоренко — меццо-сопрано

Жанна Домбровская — сопрано

Наталья Евстафьева — меццо-сопрано

Андрей Зорин - тенор

XVI фестиваль «Площадь Искусств» завершится концертным исполнением последней оперы Петра Ильича Чайковского «Иоланта». Премьера трогательной истории о слепой от рождения дочери короля Рене, исцелившейся благодаря всепобеждающей силе любви, состоялась 6 (18) декабря 1892 года в Мариинском театре. В тот вечер вместе с «Иолантой» давали «Щелкунчика».

В Большом зале оперу исполнит представительный интернациональный состав солистов, Петербургский камерный хор и Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии. За пультом – маэстро Юрий Темирканов.