Общественно-деловая
прогнозно-аналитическая
газета
Видение 2020
Какая политическая и социально-экономическая система сложилась сегодня в России?

феодально-вассальная

социально-демократическая

криминально-олигархическая

кланово-капиталистическая

диктаторско-монархическая

советско-социалистическая

оккупационно-паразитическая

Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года

Покорение белой расы

Славянское царство

Пьёшь и куришь - писаешь мозгами

Фото архив






Бег на месте
Аналитика

S&P прочит путинской России экономический застой

Standard & Poor's предрекает России застой: экономика будет расти умеренными темпами, а перемен после победы Владимира Путина на президентских выборах ждать неоткуда. Slon суммировал доводы и прогнозы международного рейтингового агентства.

Что хорошего?

  • Сохраняется положительная разница между активами и обязательствами госсектора, при том, что в прошлом бюджет был профицитным, а нынешний дефицит остается в умеренных рамках. Уровень долга в России находится ниже 10% ВВП.
  • Высокий ВВП на душу населения ($12 770 в 2011 году) по сравнению с другими странами СНГ.
  • Значительное влияние на экономическую политику других стран СНГ. Россия пытается упрочить это влияние и создать новые формы политической и экономической интеграции с соседями (Евразийский союз).
  • Гибкая кредитно-денежная политика. С конца 2008 года ЦБ РФ начал переход к режиму гибкого валютного курса.

Что мешает росту?

  • Сильная зависимость от цен на сырье. Здесь также играет роль политика «сырьевого национализма»: государство стремится воспользоваться благоприятной конъюнктурой на рынке сырья и получить максимальный доход. Как следствие, за ним остаются ведущие позиции в сырьевом секторе.
  • Слабая система сдержек и противовесов между государственными институтами – как и в других странах СНГ, доминирует исполнительная ветвь власти. Одновременно, оппозиция в России традиционно слаба, а общество оторвано от власти, что повышает политические риски в стране.
  • Государствоцентричная модель экономики, ограничивающая конкуренцию. Государству принадлежат акции основных предприятий сырьевого и банковского сектора, кроме того, оно обладает широкими возможностями влияния на частный бизнес. Стимулы к развитию несырьевых отраслей фактически отсутствуют, финсектор подвержен повышенным рискам от изменения цен на энергоносители.
  • Плохая демографическая ситуация, инфраструктура и бизнес-среда, отпугивающая внутренние и иностранные инвестиции.
  • Непонятно, будут ли проведены необходимые реформы: пенсионная, бюджетная, улучшение условий для ведения бизнеса, приватизация, либерализация рынков. Путин победил на выборах, однако его поддержка среди населения снижается. Вряд ли новое правительство энергично возьмется за решение ключевых проблем и будет проводить непопулярные меры.

Что будет?

  • Экономика вырастет на 3,5% в 2012 году, в среднем на 3,8% в 2012–2014 годах. Это хуже, чем сейчас, так в 2011-м ВВП подрос на 4,1%. Россия будет отставать по темпам роста от своих соседей – Грузии, Казахстана, Украины (график).
  • Дефицит бюджета останется на уровне 9% ВВП (выше докризисного) как следствие повышения трансфертов, пенсий и зарплат в последние три года.
  • Положительная разница между активами и обязательствами госсектора сократится. S&P прогнозирует, что государство станет нетто-должником к 2014 году.
  • Экономическая и бюджетная политика, зависимость бизнеса от государства, государственный капитализм, зависимость от цен на сырье – все эти факторы при Путине останутся на своих местах.
Георгий Неяскин