Общественно-деловая
прогнозно-аналитическая
газета
Видение 2020
Какая политическая и социально-экономическая система сложилась сегодня в России?

феодально-вассальная

социально-демократическая

криминально-олигархическая

кланово-капиталистическая

диктаторско-монархическая

советско-социалистическая

оккупационно-паразитическая

Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года

Покорение белой расы

Славянское царство

Пьёшь и куришь - писаешь мозгами

Фото архив






Главная цель - жизнь
Разное

ОБРАЩЕНИЕ  ЧЛЕНА  РОССИЙСКОГО  ФИЛОСОФСКОГО  ОБЩЕСТВА  АКИМЕНКО А.Д. К  УЧАСТНИКАМ  III САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО  ЭКОНОМИЧЕСКОГО  КОНГРЕССА

23/03/ 2017 .Акименко А.Д.akimenko43@mail.ru

Уважаемые участники конгресса!

Известный экономист Д.К.Гэлбрейт в работе «Новое индустриальное общество» не случайно ставит казалось бы далёкие от экономики вопросы: «Кто может с уверенностью сказать, какие общественные порядки наиболее благоприятны для развития человеческой личности?  Кто может с уверенностью сказать, что именно увеличивает сумму человеческого счастья?»

Отвечая на эти вопросы, следует также учитывать, что в современную эпоху появились факторы, которых не было раньше – глобальные проблемы.  Прогнозируя, планируя и осуществляя экономическую деятельность, человечеству теперь с необходимостью приходится исходить прежде всего из них, ибо в противном случае они при дальнейшем их развитии уже в обозримом будущем сделают вообще ненужным любое экономическое развитие.  А перед смертельной опасностью усугубляющихся глобальных проблем все равны - бедные и богатые, властители и подчинённые, экономисты и философы.

Рассуждения об экономическом развитии при игнорировании необходимости сохранения самой жизни человечества и счастья каждого человека становятся бессмысленными и потому неприемлемыми.

Ведь именно счастье как чувство и состояние наибольшей внутренней удовлетворённости человека условиями своего бытия, полноты и осмысленности жизни, оптимального удовлетворения всех своих видовых и специфических разумных потребностей - смысл и цель жизни человека. А экономика – лишь одно из средств реализации этой цели. В работах некоторых экономистов, хотя и неявно полагается, что экономика – главная цель деятельности человека. Д.К.Гэлбрейт иронизирует над такими экономистами: «Святой Пётр задаёт тому, кто стучится в ворота рая, лишь один вопрос: что ты сделал для увеличения валового национального продукта?»

Сохранение жизни и счастье в целом каждого человека обеспечивается, в частности, такими слагаемыми (факторами), как:

- наличие адекватного мировоззрения,

- оптимальная реализация всех свойств качественной определённости индивида и общества,

- здоровый образ жизни, предполагающий, в частности, оптимальное удовлетворение всех

разумных видовых и специфических потребностей индивида и общества,

- необходимые условия внешней среды,

- реализация необходимых неосознаваемых факторов.

Следовательно, наиболее благоприятным для развития человеческой личности должна быть соответствующая организация всего общества, целенаправленно обеспечивающая указанные факторы счастья. Однако человеческое общество в целом функционирует стихийно, неуправляемо.

Об этом, в частности, свидетельствуют такие глобальные проблемы, как:

- разрушение окружающей  среды, включая загрязнение земли, воздуха и воды отходами промышленного и сельскохозяйственного производства, бытовыми отходами, газами и т.д.,

- деструктивность деятельности индивидов в различных связях,

- перенаселение Земли, не обеспечиваемое достаточными необходимыми материальными ресурсами,

- наличие антагонистических социальных противоречий, выражающееся в постоянной социальной напряжённости в обществе и систематических социальных катаклизмах,

- насильственные способы разрешения противоречий интересов индивидов, групп индивидов (постоянные войны, угнетение, эксплуатация и т.д.),

- безумная гонка вооружений,

- неразумная трата природных и иных, в том числе созданных обществом, ресурсов,

- социальное неравенство, господство одной части общества над другой,

- минимальное использование творческого потенциала всех людей,

- антагонистическое социальное разобщение людей,

- разноязычие.

Глобальные проблемы неразрывно взаимосвязаны между собой  и с другими распространёнными социальными проблемами и затрагивают жизненно важные интересы всех людей. В современную эпоху они обостряются и ведут человечество к самоуничтожению. Эффективно противодействовать всей их совокупности можно только совместными системными действиями всех людей.

В условиях стихии, неуправляемости общества процессы сохранения его жизни и указанные составляющие счастья каждого не могут целенаправленно осуществляться.

Ключевое звено для эффективного  разрешения или минимизации глобальных проблем и создания всех возможных условий для счастья каждого человека - управляемость общества.

С момента возникновения общества его функционирование организуется путём осуществления представительного управления (управления, осуществляемого отдельными лицами или группами лиц, но не всеми людьми вместе) в его отдельных структурах (отраслях экономики, странах и иных социальных общностях).

Представительное управление – это не чей-то каприз, а необходимый на начальном этапе развития человечества способ упорядочения социальной общности, обеспечения её целостности. Повсеместное применение системы представительного управления объясняется её историческим наличием уже в стаде человеко обезьян как необходимого способа сохранения жизни стада.

Использование системы представительного управления (а не самоуправления) объясняется главным образом неразвитостью человечества, невозможностью использовать мощь организованного коллективного разума. Люди вынуждены для существования, обеспечения целостности общностей, общества в целом передавать управленческие функции отдельным индивидам. Для другого способа управления – самоуправления - необходимые предпосылки в обществе только начинают появляться.

Представительное управление в человеческом обществе пока по существу стихийное, животное – во многих популяциях других животных тоже осуществляется представительное управление (вожаком, доминантом и т.д.). Органы представительного управления не обеспечивают сознательной целенаправленной управляемости общества в целом. Представительное управление разобщает людей на господ и подчинённых, в ряде связей обусловливает индивидуальный, групповой, классовый и национальный эгоизм.

В частности, войны, вандализм, экстремизм, терроризм, нигилизм, цинизм, безнравственность – тоже следствия антагонистического отчуждения больших масс людей от управления своими общими делами. Неудовлетворённость деятельностью органов представительного управления и их должностных лиц периодически проявляется агрессивной реакцией спонтанных общностей, толп, отдельных индивидов также и в форме митингов, демонстраций протеста, неповиновения органам власти и т.п.

Представительное управление – одна из главных причин многих глобальных проблем. Так, оно во многих связях противодействует использованию творческого потенциала масс, обусловливает низкую производительность общественного труда, способствует порождению антагонистических социальных противоречий, неразумному использованию ресурсов общества, организует гонку вооружений, способствует манипуляции поведением масс людей, перенаселению,  социальному неравенству, безработице, разрушению окружающей среды, правонарушениям и т.д.

Власть органов представительного управления в ряде связей неизбежно порождает насилие, преступность, коррупцию, экстремизм, безнравственность и иные деструктивные факторы. Войны также организовывают представительные органы власти и управления, а не народы. Они нередко умышленно даже развязывают войны, хотя ситуация явно не требует этого. Многие решения, приводившие к самым катастрофическим социальным последствиям, принимались именно руководителями, органами представительного управления.

В современных условиях органы представительного управления в целом не справляются с

управлением, поскольку не могут остановить рост и обострение глобальных проблем, ведущих

человечество к гибели.

Для эффективного разрешения и минимизации глобальных проблем и создания всех возможных условий для счастья каждого человека требуется единство действий всех людей Земли, а представительное управление антагонистически разделяет людей на властвующе-господствующих и подчинённых.

Тем не менее, несмотря на все указанные недостатки представительного, в том числе государственного управления, институт государства разрушать нельзя. Государство необходимо всячески развивать путём расширения участия всего населения в управлении всеми общими делами, постепенно определяя, внедряя и развивая различные алгоритмы самоуправления. Только это позволит эффективно разрешать многие распространённые социальные проблемы.

Альтернативой неуправляемому человеческому обществу может стать общество управляемое. Два варианта его управления:

1) управление всего общества осуществляется каким-то лицом или органом. Это неизбежно предполагает власть, господство управляющего органа (лица) над остальными людьми, то есть социальное неравенство, несправедливость. О счастье управляемых, да и управителей, в такой ситуации говорить уже не приходится,

2) управление всего общества осуществляется всеми вместе самими членами общества, приобретая форму самоуправления, подлинной демократии.

Первый вариант уже в течение многих веков показал свою неспособность в странах с государственным управлением решить проблему счастья всех людей и  связанные с нею другие социальные проблемы. При таком варианте не будет оптимальным и разрешение глобальных проблем.

Второй вариант управления осуществлён в истории человечества лишь локально, в отдельных социальных общностях (например, в форме, так называемой бригадной организации труда в СССР в 80-е годы 20-го века, в японских «кружках качества», А.С.Макаренко в колонии для беспризорных в 30-е годы 20-го века в СССР и др.). Он исключает наличие власти, т.е. господства (в некоторых связях) управляющего органа, а следовательно, и насилия. При этом в процессе управления подчинение остаётся, но это уже подчинение коллективной воле, совместно принятым решениям, а не воле, субъективизму и интересам отдельных господствующих лиц.

При самоуправлении совместно определяются и ранжируются цели,  совместно выявляются проблемы в процессе достижения этих целей, исследуются, ранжируются проблемы, совместно ищутся решения проблем, совместно осуществляется оценка всех альтернатив решений и выбор наилучших из них. Совместно согласовываются и утверждаются решения, осуществляется подготовка к вводу решения в действие и управление применением решения, производится совместная проверка и оценка эффективности исполнения решения.

Весь имеющийся исторический опыт самоуправления характеризуется единой закономерностью: существенное расширение равноправного участия всех членов коллектива в управлении общими делами, включая производство и распределение благ, отсутствие в общности отношений господства и подчинения вызывают качественный рост уровня нравственности, положительной социальной активности, социальной ответственности и творчества всех членов коллектива, наивысшую производительность труда, а в конечном итоге – повышение  уровня счастья каждого.

Для практического перехода к самоуправлению в развитых странах уже имеются следующие достаточные предпосылки:

 - достигнутый уровень демократии,

 - возможность использования уникальных свойств человечества, отсутствующих у популяций других животных – организованных коллективных разума и воли общества. Эта возможность обществом пока не используется,

- правовое закрепление принципов и норм демократии,

- наличие различных достаточно развитых форм участия масс в управлении, возможности для развития его новых форм,

- стандартизация управленческой деятельности,

- достигнутый уровень общей образованности населения,

- понимание важности и актуальности для выживания индивида и общества необходимости совместного разрешения глобальных и иных социальных проблем,

- тенденции интеграции и консолидации человечества,

- современные общедоступные средства обучения, позволяющие обеспечить компетентность каждого в управлении делами общества на всех его уровнях (общество в целом, регион, страна, поселение, производственный коллектив) и во всех его сферах (разрешение глобальных проблем, планирование, общественное разделение труда, производство и распределение средств для жизни, воспроизводство и воспитание нового поколения людей, экология, использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, информатизация, наука, образование, культура, здравоохранение, безопасность и охрана правопорядка, правотворческая деятельность, правосудие, связь и массовые коммуникации, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, энергетика, чрезвычайные ситуации и т.д.),

- широкое распространение высокоэффективных средств коммуникации и информации, позволяющих каждому в целях управления делами общества  оперативно получать необходимую информацию и  сообщать  своё мнение, то есть позволяющих обеспечивать оперативное принятие всеми совместно управленческих решений,

- достигнутый уровень научно-технического прогресса и материального благосостояния.

В связи с вышеизложенным можно дать следующий обобщённый ответ на указанные вопросы Д.К.Гэлбрейта. Общественные порядки, наиболее благоприятные для развития человеческой личности, реализуются в условиях самоуправляющегося общества, в котором каждый человек является равноправным хозяином всех дел общества. Это обеспечивается всей системой социального самоуправления. Именно такой статус человека существенно увеличивает сумму человеческого счастья. На это в явной форме целесообразно указывать во всех работах экономистов.

В экономических исследованиях также целесообразно анализировать противоречивое влияние  развития экономики на жизнь каждого человека, всего общества. В одних связях развитие экономики способствует счастью людей, создавая многие из необходимых средств для лучшего удовлетворения каждым видовых и специфических потребностей, способствуя разрешению некоторых глобальных проблем.

В других же связях оно противоречит счастью людей,  поскольку при этом загрязняется среда, ухудшаются условия для существования живой системы (а значит и человечества) на Земле, производятся мощные средства для массовой манипуляции поведением людей и для массового их уничтожения, не удовлетворяются оптимально видовые потребности человека, появляются новые глобальные проблемы, осуществляются в ряде связей отношения господства и подчинения и возникают связанные с ними социальные антагонизмы и конфликты.

Учитывая необходимость сохранения самой жизни общества в условиях усугубляющихся глобальных проблем и достижения счастья каждого человека, предлагаю участникам конгресса,

всем экономистам и представителям других социальных наук:

- разработать совместно с представителями других сфер общества единые Идеологию и Программу развития человеческого общества и человека, вносящие необходимые элементы целенаправленности, планомерности и организованности в жизнедеятельность общества и человека,

- указывать в работах на экономические и иные социальные темы в качестве исходных посылок необходимость сохранения жизни человечества на Земле и необходимость создания всех возможных условий для счастья каждого человека, а не отдельных категорий населения,

- создавать экономические модели, способствующие росту нравственности, производительности труда, социальной активности, социальной ответственности, творчества, устранению или минимизации глобальных проблем, а в конечном итоге – способствующие счастью каждого человека,

- выявлять и включать в предлагаемые экономические модели и реализовывать все формы равноправного участия масс в социальном управлении, производстве и распределении материальных и иных благ, 

- разрабатывать, экспериментально апробировать и внедрять алгоритмы самоуправления в производственных коллективах, отраслях экономики, в экономике страны, экономике мира в целом,

- выявлять формы развития положительной социальной активности, социальной ответственности и творчества масс и способствовать их внедрению, 

- добиваться свободного  и оперативного доступа каждого человека к информации, необходимой для участия в социальном управлении и реализации счастья в целом,

- добиваться осуществления систематической равноправной двусторонней коммуникации населения непосредственно с органами управления экономических и иных социальных структур,

- добиваться реализации такой формы участия всех людей в управлении общими делами, как систематические организованные собрания населения с отчётами непосредственно руководителей экономических структур, органов законодательной, исполнительной, судебной власти и СМИ об их работе в истекшем периоде, с определением и обсуждением на них актуальных социальных проблем, законопроектов, принимаемых социальных планов и программ и отчётов об их реализации, с принятием оценок, рекомендаций и решений. Периодичность собраний должна обеспечивать действенность участия масс в управлении,

- организовывать систематические общественные дискуссии. Их возможные актуальные темы: формы привлечения населения к управлению, алгоритмы самоуправления, способы совершенствования управления, разрешение глобальных проблем, внедрение единого общечеловеческого языка, система здорового образа жизни, правовые нормы, Идеология и Программа развития человеческого общества и человека, система характеристик будущего общества и т.д.,

- добиваться создания и внедрения дополнительно к родному языку единого языка человечества как средства консолидации человечества и колоссальной экономии его ресурсов,

- добиваться обеспечения здоровой внешней среды, оптимизации взаимоотношений людей и природы, своевременного исключения возможности гибельных ситуаций природного и антропогенного характера или их минимизации.

Это непросто, но необходимо для сохранения самой жизни человечества и достижения счастья всеми людьми Земли, включая экономистов, социологов, политологов, философов, их детей и внуков, родных и близких.

Более подробное обоснование указанных предложений изложено в моих статьях на официальном сайте Российского философского общества  www.dialog21.ru