Общественно-деловая
прогнозно-аналитическая
газета
Видение 2020
Какая политическая и социально-экономическая система сложилась сегодня в России?

феодально-вассальная

социально-демократическая

криминально-олигархическая

кланово-капиталистическая

диктаторско-монархическая

советско-социалистическая

оккупационно-паразитическая

Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года

Покорение белой расы

Славянское царство

Пьёшь и куришь - писаешь мозгами

Фото архив






Цифровой хаос от Алексея Кудрина
Экспертиза

Государству нашли цифровое будущее

Центр стратегических разработок Алексея Кудрина предлагает изменить всю систему госуправления в России

30/08/2017 Елена Ладилова, Наталья Рожкова / iz.ru

Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина подготовил программу трансформации системы госуправления (ПТСГ, есть в распоряжении «Известий»), которая станет частью разрабатываемой центром Стратегии социально-экономического развития России до 2024 года. Ее отдельные положения могут войти в предвыборную программу основного кандидата на президентских выборах, сейчас анализом ПТСГ занимается рабочая группа в администрации президента. Об этом «Известиям» рассказали собеседник, знакомый с программой, и источник, близкий к АП, информацию подтвердила вице-президент ЦСР, руководитель направления «Институты и общество» Мария Шклярук. Среди предложений ЦСР — перевод системы госуправления на электронную платформу и создание новых органов власти: Министерства госуправления, Федерального кадрового агентства и Административного трибунала. Эксперты полагают, что часть предложений не согласуется с нынешней системой госуправления, а тотальная цифровизация создает риск утечки данных.

Рабочую группу АП, анализирующую сразу несколько стратегий (в том числе правительственную), возглавил руководитель АП Антон Вайно, в нее вошли его первый заместитель, глава внутриполитического блока Кремля Сергей Кириенко, руководитель государственно-правового управления президента Лариса Брычева, помощник президента Андрей Белоусов, глава Минфина Антон Силуанов, глава Минэкономразвития Максим Орешкин. О том, что положения из программы Алексея Кудрина могут быть использованы основным кандидатом на выборах президента, «Известиям» рассказал собеседник, близкий к АП. 

Вице-президент ЦСР, руководитель направления «Институты и общество» Мария Шклярук подтвердила «Известиям», что документ обсуждает рабочая группа, однако подчеркнула, что это не финальная версия.

— Одним из фокусов предложений ЦСР по трансформации госуправления действительно является переход к государству как платформе. Говорить об окончательной версии (программы. — «Известия») нельзя, экспертные предложения ЦСР могут быть скорректированы в результате обсуждений, — подчеркнула она. — Для разных мероприятий — в том числе рабочих, в ходе которых некоторые предложения не были приняты, — готовились разные тексты, — пояснила она.

Эксперты центра предлагают сформировать высокотехнологичные органы госвласти, принимающие решения в интересах граждан. Управление, основанное на поручениях министерствам, в ЦСР считают пережитком «неэффективной иерархической системы». Существующие сейчас разрозненные информационные базы позволяют ведомствам манипулировать расчетами целевых показателей и отчитываться о выполнении поручений «формально» — на бумаге.

Перенос всех управленческих процессов госаппарата в цифровую среду позволит принимать решения на основе анализа большого объема данных из всех сфер, поступающих в реальном времени. Автоматизация процессов не позволит подменять результаты и принимать невзвешенные решения. Таким образом, «из неэффективного надзирателя» государство превратится в «активного помощника граждан», говорится в концепции ЦСР. Кроме того, переход на цифровую платформу позволит к 2024 году снизить затраты на госаппарат с 2,5 до 1,75% госрасходов и повысить уровень цифровизации всех процессов с 5 до 50%.

Для реализации стратегии и задач программы предлагается создать несколько новых органов власти: Министерство развития госуправления и технологий, Федеральное кадровое агентство и Административный трибунал. 

Административный трибунал, согласно предложениям ЦСР, возглавит президент. В него войдут 7–8 человек, которые займутся вопросами избыточного нормативного регулирования (ликвидацией «точек торможения»). В частности, АТ получит право внесения законопроектов в парламент в упрощенном порядке и сможет отменять неэффективные нормативные акты. Возможность оспаривать в АТ «точки торможения» получат частные лица, чьи интересы затронуло правовое регулирование, НКО, бизнес-омбудсмен и глава правительства.

Министерство госуправления займется контролем за рынком госуслуг, а также будет регулировать и обеспечивать защиту электронных коммуникаций между государством, гражданами и различными общественными и коммерческими структурами.

Создание Федерального кадрового агентства предполагает автоматизацию HR-процессов и централизацию кадровых служб на уровне субъектов РФ. По мнению экспертов ЦСР, в России наметилась «фактическая конкуренция» между АП, аппаратом правительства и Минтрудом в вопросе создания на федеральном уровне органа власти, ответственного за управление госслужбой. Чтобы решить этот вопрос, эксперты предлагают создать «единый центр ответственности».

Мнения экспертов

Глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин полагает, что ряд предложений ЦСР не согласуется с существующими реалиями системы госуправления. В частности, Административный трибунал — это норма для стран с партийным правительством, где министр — политическая фигура, такие трибуналы занимаются увольнением министров, напомнил эксперт. В России, по его словам, в таких механизмах необходимости нет.

— Для ликвидации «точек торможения» любой законопроект в Госдуму президент может внести сам или дать поручение правительству, — пояснил Константин Костин, — не говоря уже о соответствующих подразделениях АП и советах при президенте. 

По мнению эксперта, появление не до конца проработанных стратегий и программ вызвано тем, что «мозговые тресты находятся в постоянном цейтноте, так как конкурируют за внимание главного кандидата на выборах». 

Директор Института прикладных политических исследований Григорий Добромелов полагает, что в программе есть ряд «интересных эволюционных идей».

— Реформа системы госуправления, снижение давления со стороны чиновников — это все правильные вещи и разговор о будущем, — сказал Григорий Добромелов. — Но готова ли госсистема к подобной кардинальной перетряске — большой вопрос .

Тотальная цифровизация создает риск утечки данных и масштабных последствий в виде технических неполадок, считает профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев.

Помимо стратегии ЦСР свои стратегии есть у правительства и бизнес-омбудсмена Бориса Титова.

КОММЕНТАРИЙ 2020

Эксперт газеты 2020 профессор Елена Ведута считает, что разработчики провозгласили благородную цель программы - формировать высокотехнологичные органы госвласти, принимающие решения в интересах граждан. Более того, они прекрасно понимают, что в наступающую эру информационных технологий (ИТ) они должны привлечь их возможности для перевода системы госуправления на электронную платформу. Однако они не понимают или делают вид, что не понимают, что электронная платформа базируется на некой экономико-математической модели (ЭММ) системы госуправления.

Вот эта ЭММ, принципы ее построения и лежащие в ее основе алгоритмы взаимодействия органов госвласти, бизнеса и граждан в интересах граждан, и должна быть в центре внимания созданной недавно рабочей группы Администрации Президента, которую возглавил руководитель АП А.Вайно, и в состав которой вошли его первый заместитель С. Кириенко, руководитель государственно-правового управления Л.Брычева, помощник президента А. Белоусов, глава Минфина А.Силуанов и глава Минэкономразвития М. Орешкин. Это касается не только ПТСГ, но и всех остальных стратегий, разрабатываемых теми или иными группами. Только эта ЭММ и должна быть вынесена на гласное обсуждение в обществе.

Из того, что опубликовано в «Известиях», можно сделать вывод об отсутствии преставлений у разработчиков ПТСГ о научно обоснованной ЭММ. Поэтому они не заморачиваются, какая информация нужна и как ее обработать для повышения эффективности государственного управления в интересах граждан. Их вполне устраивает существующая статистика «BigData», организуемая ООН с огромным двойным счетом «дутых» цифр, поступающая в реальном времени (нашим предприятиям и организациям больше делать нечего?) для некого анализа неких экспертных групп. 

Эмоционально покритиковав пережитки «неэффективной иерархической системы», базирующейся на разрозненных информационных базах ведомств, также эмоционально (без научного обоснования) предложили стране идти привычным путем, как «друзья вы не садитесь», предложив создание новых органов власти: Административного трибунала, Федерального кадрового агентства и Министерства госуправления. 

Согласно предложениям ЦСР, Административного трибунал из 7-8 человек, возглавляемый Президентом, будет решать вопросы избыточного нормативного регулирования посредством ликвидации «точек торможения». Естественно возникают вопросы, что понимают разработчики под критерием избыточности и точками торможения. Не имея научных представлений об организации развития экономики в интересах граждан, разработчики и здесь остаются верны себе, предоставляя Президенту право решать все экономические проблемы вручную (о какой автоматизации в интересах граждан они говорят?) под воздействием влияния лоббистских групп. Сегодня Президент заинтересован в создании цифровой экономики, реализующей новую парадигму. Судя по всему, здесь разработчики ПТСГ ему не в помощь.

Разработчики абсолютно не понимают задачу координации видов трудовой деятельности в организации экономики, работающей в интересах граждан (выстраивания производственных взаимосвязей для выпуска нужного продукта конечным потребителям), где собственно и должна иметь место автоматизация производственных процессов. Вместо этого они предлагают создать Федеральное кадровое агентство, обеспечивающее автоматизацию HR-процессов (процессов управления персоналом предприятий) и централизацию кадровых служб на уровне субъектов РФ.

Как можно автоматизировать управление персоналом предприятий, не понимая их производственные задачи в обеспечении стратегии государства? Задача провальная в самой ее постановке, а потому создание такой структуры, не способной к выполнению функции, ради которой она создавалась, приведет лишь к росту чиновников и хаоса в системе госуправления.

Этой же цели будет служить и предлагаемая разработчиками третья структура - Министерство госуправления, которая по их замыслу должна заняться контролем за рынком госуслуг, т.е. хаоса, организуемого Федеральным кадровым агентством, а также будет регулировать и обеспечивать защиту электронных коммуникаций между государством, гражданами и различными общественными и коммерческими структурами, подменяя при этом функции Минкомсвязи.

Поэтому утверждение разработчиков о том, что переход на некую цифровую платформу позволит к 2024 году снизить затраты на госаппарат с 2,5 до 1,75% госрасходов требует приведения ими доказательства. Если же вспомнить о декларируемой ими цели перевода госвласти на некую электронную платформу, то разработчики должны были привести не эти цифры, а цифры, характеризующие рост полезности этого перехода для граждан.

Таким образом, согласно предложенной ПТСГ, в систему госуправления на базе неизвестной никому электронной платформе, будет запущен дополнительный хаос посредством хаотичности как собираемой недостоверной BigData, так и хаотичности функций новых чиновничьих структур и их взаимодействия с другими структурами. Следствием этого будет продолжение падения страны вниз при огромном росте чиновников, контролирующих этот хаотический процесс сверху вниз.