Общественно-деловая
прогнозно-аналитическая
газета
Видение 2020
Какая политическая и социально-экономическая система сложилась сегодня в России?

феодально-вассальная

социально-демократическая

криминально-олигархическая

кланово-капиталистическая

диктаторско-монархическая

советско-социалистическая

оккупационно-паразитическая

Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года

Покорение белой расы

Славянское царство

Пьёшь и куришь - писаешь мозгами

Фото архив






18 марта 2018 г. «дебилы» и «не дебилы» выберут общую судьбу
Экспертиза

Кого http://putin24.info считает «дебилами и бедой России» и почему президент отказывается от дебатов

12/03/2018 Сергей Синяков / для 2020

«Дебилы» – беда или надежда России?

«В России одна беда - это такие дебилы, которые не помнят, сколько Путин сделал для России».  Так названа статья на http://putin24.info,http://www.putin-today.ru. Сайты-близнецы  содержат государственную символику, портреты президента и тексты о его успехах. Статья растиражирована на множестве информационных клонов  (https://politdigest.ru/, http://russia-reborn.ru  и др.) и в основных социальных сетях. Внешнее и информационное подобие показывает, что все упомянутые интернет-ресурсы наполняются и координируются из одного центра, задача которого -  увеличить число сторонников действующего президента на выборах путем пропаганды его достижений. 

К «дебилам» статья относит граждан, могущих проголосовать не за действующего президента, потому что не знают или не могут понять, сколько он сделал для России.  В 2012 г. за него проголосовали 45,6 млн человек из 109,86 млн зарегистрированных избирателей. Следовательно, не проголосовавших за Путина 64,26 млн или 58,5 % избирателей России статья, согласно названию, относит к «дебилами беде России».

Чтобы уменьшить количество дебилов в России путем увеличения числа сторонников В. Путина, статья привела перечень 9 неоспоримых, по мнению её авторов, экономических достижений президента.

 

Девять достижений http://putin24.infoи побед над Росстатом

 

Достижение 1: «За 17 лет Путин увеличил ВВП - в 12 раз». Очевидно, имеются ввиду 2000 – 2016 годы.

Роста ВВП в 12 раз не было.

Калькулятор показывает: для увеличения в 12 раз за 17 лет необходим ежегодный прирост в 15,7 %. Это в 2 раза больше, чем в Китае!  Такого не было и в помине. Росстат определяет средний за 2000 – 2017 гг. годовой прирост реального ВВП в 3,9 %.(http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/vvp-god/tab3.htm).

Реальный прирост ВВП измеряется только в сопоставимых (постоянных) ценах. Это делается для устранения вклада инфляции и курса валюты.  Иначе инфляция и скачки рубля окажутся ростом ВВП и  благосостояния. Вспомните, как в 1990-е (до деноминации 1998 г.)  получали в сотнях тысяч и миллионах, а до того - в сотнях рублей. Разве в 1990-е все стали богаче в тысячи раз по сравнению с 1980-ми?!

Именно в постоянных ценах оценивает ВВП Росстат. Изменение ВВП за 1995 – 2011 гг. Росстат дал в ценах 2008 года, а за 2011 – 2016 гг. - в ценах 2011 года. По данным Росстата реальный ВВП в ценах 2008 года в2000 г. составил 24799,9 млрд руб., а в 2011 г. – 41457,8 млрд руб. Увеличение в 1,67 раза. (http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/vvp-god/tab2.xls). В ценах 2011 г.  ВВП в 2011 г. составил 60283 млрд руб., а ВВП 2016 г. – 62334 млрд руб. Рост в 1,034 раза. (http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/vvp-god/tab2a.xls). Итого общий рост за 2000 – 2016 гг. составил: 1,67х1,034=1,73 раза.

Такую же оценку роста российского ВВП в 1,7 раза в постоянных долларовых ценах за 2000 – 2016 гг. дает и Всемирный  банк: с 951,6 млрд $ в 2000 г. до 1628 млрд $ в 2016 г. (http://ru.theglobaleconomy.com/Russia/GDP_constant_dollars/).

Такую же оценку  роста ВВПв 1,7 раза за 2000 -2016 гг. в ценах 1990 г. дает банковское сообщество: с 433 млрд руб. в 2000 г. до 740 млрд. руб. в 2016 г. (https://bankiros.ru/news/vvp-rossii-v-2016-m-realnoe-padenie-na-02-a-v-dollarah-na-58-274).

Но и этот рост ВВП в 1,7 раза обусловлен не развитием экономики, а ростом цены нефти - с 27 $/ баррель в 2000 г., до 100 -120 $/ баррель в 2008 и 2011 – 2014 гг. иростом объема экспорта сырой нефти в 1,7 раза - с 144,4 млн т в 2000 г. до  254,9 млн т  в 2016 г. (http://cbr.ru/statistics/credit_statistics/trade/crude_oil.xls).Рисунок 1 показывает, что изменение величины российского ВВП на 90 % определяется изменением цены нефти, на которую Президент никак не влияет.

 

Рисунок 1. Цена нефти и ВВП России в 1995-2016 гг. (Источник: http://www.finnews.ru/picture.php?id=744)

Как только цена на нефть стала падать, «упал» и российский ВВП. Даже в текущих ценах, не учитывающих инфляцию, номинальный ВВП в долларовом эквиваленте за третье президентство  Путина снизился в 1,64 раза – с 2152 млрд $ в 2012 г. до 1312 млрд $ в 2017 г. (https://bankiros.ru/news/vvp-rossii-v-2016-m-realnoe-padenie-na-02-a-v-dollarah-na-58-274). По размеру номинального ВВП в долларах Россия в 2017 г. была на 13 месте, а на душу населения – на 72 месте. (http://investorschool.ru/rejting-stran-po-vvp-2017).

В 2006 – 2015 гг. мировой ВВП рос на 3,7% в год, а российский на 2,3 % в год - в 1,6 раза медленнее. (Источник: Ю. Шаталин «Невидимый рыночный идеал и его видимый изъян» (Экономист, 2017, № 2).По данным официальной газеты Правительства доля российского ВВП в мировом сократилась с 3 % в 2013 г. до 1,85 % в 2017 г. (https://rg.ru/2018/01/09/iakov-mirkin-rf-neobhodim-sverhbystryj-rost-do-4-procentov-vvp-v-god.html).

Возникает вопрос: на каком основании  http://putin24.info утверждает: «За 17 лет Путин увеличил ВВП - в 12 раз.»?

Ответ один: на основании отношения к избирателям. Понимая, что не все могут понять и проверить цифры, авторы из http://putin24.info просто обманули людей. Вопреки  правилам статистики «рост ВВП в 12 раз» получили путем сравнения ВВП 2000 г. (7305,6 млрд руб.) и 2016 г. (85917,8 млрд руб.) в текущих ценах. (http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/vvp-god/tab1a.xls), т.е. без учета инфляции и курса рубля.  Дать изменения ВВП 2000 г. и 2016 г. в текущих ценах, значит приравнять цены 2000 года к ценам 2016 года.  Пусть каждый сравнит цены 2000 г. и 2016 г. и ответит на вопрос, за кого его принимают те, кто пытается внушить, что это одно и то же.

 

Достижение 2: «За 17 лет Путин увеличил бюджет России - в 22 раза».

Это такая же «правда», как и «рост ВВП в 12 раз».

Федеральный бюджет напрямую связан с ВВП: больше ВВП –  больше бюджет. В среднем он составляет около 20 % ВВП.

Каждый годовой бюджет России – это федеральный закон, утверждаемый Советом Федерации (СФ). По данным СФ доход федерального бюджета в 2000 г. составил 15,5 % ВВП, а в 2016 г. 17,5 % ВВП. (http://www.council.gov.ru/media/files/41d58c7fac91bf5d2253.pdf).  В ценах 1990 г. (см. выше) ВВП 2000 г. составил 433 млрд руб., а в 2016 г. – 740 млрд. руб.  Следовательно, доход бюджета в ценах в 1990 г. был 67,115 млрд руб., а в 2016 г. 129,5 млрд руб. Следовательно, в действительности бюджет вырос в 1,93 раза, а утверждение о его росте в 22 раза благодаря Президенту, это то, что перед выборами пытается внушить избирателям http://putin24.info.

 

Достижение 3: «За 17 лет Путин увеличил военные расходы в 30 раз.».

Неправда, как и про ВВП и бюджет.

Военные расходы – несет бюджет. Чтобы увеличить их в 30 раз при том, что сам бюджет вырос всего в 1,93 раза, надо уменьшить другие затраты (образование, здравоохранение и пр.) в 30:1,93=15,54раза.  Это арифметика начальной школы.

Согласно данным Стокгольмского международного института мира и конфликтов (SIPRI) Россия затратила на оборону в 2000 г.  21 млрд $, а в 2016 г. 69,2  млрд $.(http://www.sipri.org ). 

Согласно данным Минфина затраты на оборону в 2000 г. составили 2,63 % ВВП, а в 2016 г. 4,39% от ВВП. (https://www.minfin.ru/common/upload/library/2017/09/main/isp_f). В постоянных ценах 1990 г. (см. выше) это составляет 11,39 млрд руб. и 32,49 млрд руб. соответственно.

Таким образом, в текущих долларовых ценах военные затраты России за 2000 – 2016 гг. выросли в 3,3 раза, в постоянных ценах – в 2,85 раза, а в долях ВВП в 1,7 раза.

 

Достижение 4: Путин «За 12 лет увеличил средние зарплаты в бюджетной сфере в 18,5 раз, а средние пенсии - в 14 раз.».

Заявленное означает, что бюджетник за месячную зарплату сейчас может купить в 18,5 раз больше, чем 12 лет назад, а пенсионер - в 14 раз.

Такая же подтасовка цифр, как  про ВВП, бюджет и военные расходы. Непонятно, какие 12 лет из 2000 -2016 гг. имеются ввиду, но даже за 17 лет  такого роста не было и в помине.

Если бюджет России в постоянных ценах в 2000 – 2016 гг. вырос всего в 1,93 раза (см. выше), то выплачиваемая из него зарплата «в бюджетной сфере» никак не могла вырасти в 18,5 раз.  Её рост примерно пропорционален росту бюджета и не более того.

По данным Росстата среднемесячная номинальная начисленная зарплата бюджетников, занятых в госуправлении, образовании и здравоохранении составила в 2000 г. 1762 руб., а в 2016 г. 33814 руб. (http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/sr-zarplata/t3.xlsx). Рост без учета  инфляции - в 19,2 раза. Инфляция за эти годы составила 5,94 раза.(http://уровень-инфляции.рф).  Следовательно, реальный рост с учетом инфляции был в: 19,2:5,94=3,2 раза, но никак не в 18,5 раз. 

По данным Росстата среднемесячная начисленная пенсия в 2000 г. была 694,3 руб., а в 2016 г. 12391 руб. (http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/rusfig/rus17.pdf).  Без учета инфляции рост в 17,8 раза, а с учетом – в 3 раза, а не в 14 раз.

Пенсии, как и зарплаты бюджетникам, привязаны к ВВП, бюджету и  инфляции. Пенсионеры и бюджетники помнят, что пенсии и зарплаты индексируются с учетом инфляции, но, все равно, ощутимо отстают от роста цен. Поэтому реальный рост заплат и пенсий меньше, чем в 3 раза.

Утверждать о росте заплат и пенсий вообщебез учета инфляции, как это сделал http://putin24.info, то же самое, что приравнять  цены 2000 г. к ценам 2016 года. Это прямой обман.

 

Достижение 5: Путин «увеличил золотовалютные резервы в 48 раз!».

Опять неправда.

Во-первых, золотовалютные резервы (ЗВР) (правильное название – международные резервы) увеличил не Путин, а цена нефти, за которой ЗВР следовали как теленок на поводке. Рисунок 2 свидетельствует: росла цена нефти – росли ЗВР, снижалась цена - снижались ЗВР. Заслуг Путина в росте цены нефти нет, значит и в росте ЗВР - тоже.

 

Рисунок 2. Цена нефти и золотовалютные резервы России в 1998 – 2017 гг. (Источник: http://www.finnews.ru/picture.php?id=712)

 

Во-вторых, увеличение ЗВР в 48 раз - с 12,456 млрд $ на 1.01.2000 г. до максимума в 596,566 млрд $ было 10 лет назад и, по данным ЦБ,  пришлось на 1.08.2008 г.  (http://www.cbr.ru/hd_base/mrrf/mrrf_m/).  После этого, вслед за снижением цены  нефти ЗВР снизились на 148,831 млрд $ и на 1.02.2018 г. составили 447,735 млрд $. Конкретно за третий срок президентства В. Путина ЗВР снизились на 65,756 млрд $ - с 513,491 млрд $ на 01.04.2012 г. до 447,735 млрд $. на 1.02.2018 г.

В-третьих, большой размер ЗВР не является достижением. ЗВР – это средства, изъятые из экономики, представляющие «заначку», размещенную на низкодоходных, а иногда убыточных, счетах. Чем больше «заначка», тем больше денег изъято из экономического оборота.  Чем менее развита и более зависима от внешних факторов, в первую очередь - нефтяных цен, экономика, тем большие ЗВР ей требуются. Развитые и высокотехнологичные экономики могут обходиться без больших ЗВР. Например, по данным Всемирного Банка в 2016 г. ЗВР экономически развитой Германии (184,031 млрд $.) были в 2,05  раза меньше российских ЗВР (377,052 млрд $), а Великобритании (134,932 млрд $) в 2,8 раза меньше. В то же время ВВП Германии  (3477,8 млрд $) был в 2,7 раза больше российского (1283,16 млрд $), а Великобритании (2647,9 млрд $) в 2 раза больше российского.(https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/GDP_current_USD/).  Таким образом, сырьевая экономика России была вынуждена изъять из оборота в «заначку» ЗВР 29,% ВВП, а высокотехнологичным экономикам  Германии и Великобритании для этого хватило 5,3 % ВВП и 5,1 % ВВП. ЗВР работали не на экономику России, а на экономику и военно-промышленный комплекс США и  стран НАТО, в бумаги которых они были вложены.

В-четвертых, использование ЗВР в 2000 – 2018 гг. свидетельствует о провалах, а не достижениях экономической политики В. Путина.

Россия,  создавала ЗВР в целях снижения зависимости экономики и доходов бюджета от  цен на углеводороды, и поддержания стабильности национальной валюты. Ни одна из этих целей не была достигнута.

Вместо использования ЗВР в первую очередь, на развитие экономики, а во вторую – на покрытие дефицита бюджета, все они использовались на затыкание дыр бюджета. Задача развития экономики и снижения нефтедолларовой зависимости не решалась.

В начале первого президентского срока В. Путина в 2000 г. доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете составила 9 %, а в конце третьего  срока, в  2017 г. – 40 %. (http://www.gazprom-neft.ru/press-center/sibneft-online/archive/589/1114977/, http://tass.ru/ekonomika/4850832). Нефтезависимость бюджета выросла в 4 раза.

По данным ЦБ падение цен снизило стоимость российского экспорта углеводородов - с 324,411 млрд $ в 2014 г. до 198,842 млрд $ в 2015 г. в 1,6 раза (http://cbr.ru/statistics/credit_statistics/trade/crude_oil.xls, http://cbr.ru/statistics/credit_statistics/trade/oil_products.xls, http://cbr.ru/statistics/credit_statistics/trade/gas.xls, http://cbr.ru/statistics/credit_statistics/trade/Liquefied-Gas.xls).

Чтобы сохранить рублевые доходы бюджета при уменьшившихся в 1,6 раза поступлениях нефтедолларов, рубль девальвировали также в 1,6 раза – с 38,5 руб./$ в 2014 г. до 61,3 руб./$  в 2015 г. В результате этого арифметического фокуса бюджет, зарплата и пенсии в рублях якобы не изменились, но в долларах уменьшились в 1,6 раза.  Падение долларового эквивалента зарплат почувствовали все граждане, а особенно остро и трагично – валютные ипотечники. Задача поддержки стабильности национальной валюты была провалена.

В-пятых, под большим вопросом суверенитет России над своими ЗВР. По данным  ЦБ на 1.01.2018 г. в составе ЗВР России было 61,5 % ценных бумаг (266 млрд $) и  только 17,7 % (76,647млрд $) монетарного золота,  в то время как на 1.01.2016 г. в ЗВР стран ЕС оно составляло 52,4 % , в США  72,2 % (http://www.cbr.ru/hd_base/mrrf/mrrf_m/,http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics%2Fres_str.htm).

На конец 2017 г. Россия держала почти 40 % ценных бумаг на сумму 102,2 млрд $ в облигациях США и близкую сумму в бумагах стран НАТО (https://www.kommersant.ru/doc/3549834, https://investbrothers.ru/struktura_zvr_rf/).    В случае дальнейшего обострения отношений эти резервы могут быть заморожены, так же как США и их союзниками были заморожены счета Ливии на сумму около 150 млрд $, счета Ирана и недавно - Казахстана на  22 млрд $ ( https://forbes.kz/process/probing/pochemu_zamorojenyi_aktivyi_natsfonda_kazahstana).

В-шестых, в случае долговременного сохранения цены нефти на уровне минимальных за 2016 г. (27 – 30 $/баррель) ЗВР России просто исчезнут, поскольку В. Путин за 18 лет своего правления так и не создал никакого кроме нефтедолларов источника их пополнения. Единственным надежным источником пополнения ЗВР России является создание высокого внутреннего платежеспособного спроса путем развития высокотехнологичной промышленности, сельского хозяйства, науки и технологий. Самым надежным инвестором России и любой страны является её гражданин. Но каким инвестором может быть гражданин России, если по данным Росстата в 2016 г. почти треть населения имела доход до 15 тыс. руб. в месяц и была абсолютно нищей, ровно половина - до 22,7 тыс. руб. в месяц и была  просто нищей, а две трети с доходом до 30 тыс. руб. в месяц  -полунищей? (http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov_31g.doc).

Действующий Президент попросту не смог распорядиться  сверхдоходами за годы высоких цен на нефть. За 2000 – 2016 гг. по данным Банка России суммарные доходы только от экспорта углеводородов составили 3,36 трлн $. (http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/trade/trade.xls). Это примерно 13 федеральных бюджетов 2016 года. За эти деньги можно было осуществить полномасштабную реиндустриализацию.  Но вместо этого Россия провела самую дорогую в мире олимпиаду в Сочи, затраты на которую (41 млрд $) в 4 раза превысили затраты на олимпиаду в Пхёнчхане, на которую Россию не пустили. Российский бюджет покрыл 50% затратна сочинскую олимпиаду, а на олимпиаду в Пхёнчхане бюджет Южной Кореи - только 20 % затрат. (https://www.championat.com/olympicwinter/article-3336947-olimpiada-2018-sravnenie-phjonchhana-i-sochi-dengi-medali-stadiony.html). При этом средняя месячная зарплата в Южной Корее в 2017 г. составила 2100 $ и была на 24 месте в мире, а России - 615 $, и была на 69 месте в мире, после Турции, Ботсваны, Коста-Рики и Индонезии. (http://investorschool.ru/srednyaya-zarplata-po-stranam-mira-2017).

Ещё Россия не нашла 125 млрд руб. (1000 рублей в месяц каждому из детей войны) для принятия закона о детях войны, но смогла найти 19,2 млрд $ (1,1 трлн руб. по текущему курсу) для строительств стадионов для ЧМ -2018. Наши стадионы будут самыми дорогими в мире: стоимость места болельщика в России будет 11,5 тыс. $, в то время как как на 4 последних ЧМ оно стоило от 3,2 тыс. $ на ЧМ 2006 в Германии до 6,5 тыс. $ на ЧМ 2014 в Бразилии. (https://www.gazeta.ru/business/2014/07/17/6117677.shtml). 

 

Достижение 6: Путин «поднял промышленность и сельское хозяйство (Россия уже 5 лет подряд занимает 2-3 место в мире по экспорту зерна, обогнав США, которые сейчас на 4-м месте)»

Про  подъем промышленности снова неправда.

По данным Всемирного банка доля обрабатывающей промышленности в составе ВВП в 2002 – 2016 гг. не выросла, а снизилась  в 1,24 раза – с 17,1 % до 13,7 %.(http://ru.theglobaleconomy.com/Russia/Share_of_manufacturing/). Подъем промышленности не может сопровождаться снижением её доли в ВВП.

Самым наглядным свидетельством «подъема» промышленности является когда-то гордость отечественной промышленности – гражданское авиастроение. За 18 лет руководства Путина доля иностранных самолетов в воздушном парке России выросла в 9 раз, а отечественных во столько же раз снизилась. В 2000 г. по данным НИИГА в российском авиапарке магистральных самолетов было менее 10 % иностранных, а в 2017 г. стало 84 %. Советский авиапром контролировал до 30 % мирового рынка авиаперевозок, а в 2017 г. 95 % отечественных пассажирских перевозок приходится на иностранные самолеты. (http://www.ato.ru/content/sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya-grazhdanskoy-aviacii-rossii; https://rg.ru/2017/07/17/kogda-rossijskie-samolety-zameniat-inostrannye.html).

Еще одно свидетельство «подъема промышленности» - её переход в руки иностранцев. По оценке советника президента  академика С. Глазьева: «У нас уже больше половины промышленности принадлежит нерезидентам». (http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=314620c4-44e8-4d38-b553-e9375742fac9)/

Майский указ президента 2012 г. о создании 25 млн. высококвалифицированных рабочих мест не выполнен. Вместо этого мэр Москвы обнаружил 15 миллионов лишних людей на селе.

 

В отношении подъема сельского хозяйства – манипулирование цифрами.

Во-первых, отдельно взятый показатель – экспорт зерна -  не характеризует сельское хозяйство в целом, а, тем более – деятельность президента.

Во-вторых, столь высокий экспорт зерна больше свидетельствует о проблемах, а не достижениях сельского хозяйства и страны в целом.

Зерно – основа сельхозпроизводства. Для обеспечения полноценного питания с учетом потребностей мясомолочного животноводства необходимо производить около 1 т зерна на человека. (https://fermer.ru/sovet/rastenievodstvo/128678).   В России 146 млн человек. Это значит, что для обеспечения полноценного питания производство и внутреннее потребление зерна в России должно составлять не менее 146 млн т. Эту норму в  1 т зерна на человека  признает и В. Путин (http://www.vesti.ru/doc.html?id=182389&cid=6).

В 2016 г. Россия собрала 120 млн. т зерна, но внутреннее потребление с учетом питания и животноводства составило всего 73,8 млн т или 0,5 т на человека. (http://www.agroinvestor.ru/analytics/news/24310-potreblenie-zerna-v-sezone-2016-17-vyrastet-na-1-6-mln-tonn/).  Это означает недостаточный спрос на зерно со стороны животноводства, вызванный, в первую очередь, падением численности  крупного рогатого скота в 1,5 раза - с 27,52 млн голов до 18,64 млн голов в 2016 г, в том числе коров – в 1,6 раза – с 12,74 млн голов в 2000 г. до 8,2 млн голов.  (http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/sx/jiv1.xls).  

Таким образом, причиной высокого экспорта стал недостаток внутреннего потребления, а не превышающий его объем производства.

Поэтому вынужденный рост экспорта, вызванный недостатком внутреннего потребления нельзя выдавать за успех сельского хозяйства в целом.

 

Достижение 7: «Путин (именно он) снизил вымирание населения России с 1,5 миллионов человек в год в 1999 году до 21 тысячи в 2011 году, т.е. в 71,5 раз!»

Снова неправда. Ни цифры, ни роль Путина не соответствуют заявленному.

Вымирание населения – это превышение смертности над рождаемостью.

По данным Росстата в 1999 г. вымирание составило 929627 человек, а в 2011 г – 129091 человек, снизившись в 7,2 раза, а не в 75,1 раз, как утверждает статья. (http://www.gks.ru/bgd/regl/B17_16/IssWWW.exe/Stg/2.1.xls.). 

Заслуга Путина в снижении убыли населения есть. Но вся она приходится на его первый президентский срок и состоит в укреплении и централизации власти, давшей населению страны надежду на стабильность и будущее. Тем не менее, в 2000 – 2003 гг. вымирание даже превысило уровень 1999 года и в среднем за год составило 931404 человека. 

Во второй срок президентства Путина вымирание снизилось до 699218 человека в год, а за президентство Д. Медведева – до 244881 человека в год.

Снижение вымирания в 2004 – 2012 гг. связано с появлением надежд, вызванных улучшением материального положения, обусловленным ростом цен на нефть. Заслуг В. Путина в росте нефтяных цен, естественно, нет.

Только три года (2013, 2014,2015 гг.) из восемнадцати (2000 – 2017 гг.) вымирания не было и рождаемость ненамного превышала смертность. Однако, за эти три года суммарный прирост населения составил всего 86387 человек.

Но в 2016 г. тенденция вымирания возобновилась (убыло 2286 человек), а в 2017 г. резко усилилась: минус 134400 человек. (http://www.gks.ru/free_doc/2017/demo/tab12_2017.xls). Вымер город примерно с Коломну. Вымиранию 2016 – 2017 гг. способствовал рост бедности из-за падения нефтяных цен. Но не он был главным. Основной причиной стал рост апатии и пессимизма. Население видит построение сословного общества с вопиющим неравенством в доходах и правах, и не верит в будущее. Власть укрепляет это неверие и апатию через все государственные СМИ, внушающие, что альтернативы действующему Президенту, а, значит, и существующему положению, нет.

За 2000 – 2018 гг. в России вымерло 7,557 млн человек, что на 52 тысячи больше населения Московской области на начало 2018 года. Весь прирост населения России со 146, 3 млн чел. в 2000 г. до 146,877 млн. чел. на начало 2018 г. обеспечен внешней миграцией.

 

Достижение 8: Путин «разорвал «либеральные" кабальнейшие в истории России соглашения о разделе продукции. СРП. Вернул 256 месторождений полезных ископаемых в Российскую юрисдикцию (осталось вернуть 3!)». 

Опять, и в восьмой раз, неправда.

Во-первых, СРП действует. Это Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" от 30.12.1995 N 225-ФЗ. (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8816/). В рамках СРП разрабатываются три крупных нефтяных месторождения: Харьягинское (оператор - Total),«Сахалин-1» (оператор - ExxonMobil), «Сахалин-2» (оператор - Sakhalin Energy).

Суть закона о СРП  в том, что он позволял инвестору забирать часть добытых ископаемых (нефть, металлы…) в качестве платы на разработку месторождения. Первоначальная редакция закона, лоббировавшаяся нынешним кандидатом в президенты Г. Явлинским, не содержала настоящих механизмов контроля со стороны России за действиями и определением затрат иностранного участника. В этом и заключалась кабальность, позволявшая ему ущемлять российские интересы, завышать расходы и бесконтрольно присваивать прибыль. 

По инициативе сенатора Ю. Болдырева (доверенное лицо кандидата на пост Президента П. Грудинина) ещё 3.октября 1995 г. против кабального закона резко выступил Совет Федерации: «1. Отклонить Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» ввиду неприемлемости отдельных его положений. 2. Предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации внести изменения в отдельные положения отклоненного Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» (прилагаются). 3. Предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, избрав в ее состав от Совета Федерации следующих депутатов: Болдырева Юрия Юрьевича, Саблина Леонида Ивановича, Спиридонова Юрия Алексеевича, Цветкова Валентина Ивановича, Шафраника Юрия Константиновича.».(http://www.council.gov.ru/activity/documents/6188/). Сопредседетелями согласительной комиссии стали Ю. Болдырев от СФ и С. Глазьев от Госдумы. (http://rapsinews.ru/legislation_publication/20170615/278939945.html).

Под их руководством  согласительная комиссия внесла в закон о СРП изменения, так ограничившие произвол иностранных участников,  что их интерес к СРП резко сник. Кроме того, в 1996 г. Счетная Палата РФ, зампредом которой был Ю. Болдырев дала отрицательный отзыв на представленный правительством С. Черномырдина перечень из более, чем 250 месторождений, для разработки в рамках СРП. Перечень был отозван. (https://www.kommersant.ru/doc/242421). В результате из всех месторождений, планируемых к разработке в рамках СРП, в 1995 г. начали  действовать только три, соглашения по которым были подготовлены ещё до принятия закона о СРП. После ни одной разработки в рамках СРП не прибавилось и не убавилось.

Следовательно, все главные действия, предотвратившие массовое распространение СРП на освоение российских месторождений, были совершены ещё в 1995 – 1996 гг. идейным оппонентом В. Путина Ю. Болдыревым, Парламентом и Счетной Палатой за 4 года до первого президентства В. Путина. Поэтому никаких заслуг В. Путина в «разрыве кабальнейших СРП» нет. Факт того, что все три заключенных в 1995 г. СРП продолжают действовать, подтверждают это.

Про возвращение «256 месторождений полезных ископаемых в Российскую юрисдикцию» - просто смешно. Если в рамках СРП, отождествляемых с «иностранной юрисдикцией», было только 3 месторождения, то как можно было вернуть «256 месторождений»!?

При участии В. Путина в 2003 -2004 г. в закон о СРП были введены не повлиявшие на ситуацию с СРП поправки, по которым иностранный инвестор в качестве компенсации затрат может забирать до 90% продукции на шельфовых проектах (месторождения Сахалин-1, Сахалин-2) и до 75 %, и до 75% на суше (Харьягинское месторождение). (Федеральный закон от 6 июня 2003 г. N 65-ФЗ).

А вот продолжающий идеи СРП, столь же кабальный и сдающий оптом территории России Федеральный закон от 29.12.2014 г. №473-ФЗ о «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (о ТОРах) был принят как раз при В. Путине. Суть его в том, что в ТОРах в усеченном виде действует российское законодательство. Закон оскорбительный для страны и по смыслу, и по названию, из которого логически  следует, что там, где российское законодательство усечено – ТОРы как территории опережающего развития, а там, где действует полностью,  тоже ТОРы, но как территории отстающего развития.

 

Достижение 9: Путин «национализировал 65% нефтяной промышленности и 95% газовой и многие другие отрасли».

Девятый раз неправда.

Национализированный – это полностью принадлежащий государству экономический объект, 100 % прибыли которого поступает в бюджет государства.

На 1 февраля 2018 г. крупнейшая нефтяная компания госкомпания России ПАО «НК «Роснефть» на 50,00000001% принадлежит государственному АО «Роснефтегаз», но при этом прямая доля государства в лице Росимуществав ПАО «НК «Роснефть» составляет всего 0,000000009%.  Остальные акции принадлежат частным, в том числе, иностранным лицам. (https://www.rosneft.ru/Investors/structure/share_capital/). Прибыль от деятельности «Роснефти» поступает не в бюджет, а в Роснефтегаз, использующий её по своему усмотрению.

В госкомпании ПАО «Газпром» на 2017 г. напрямую государству в лице Росимущества принадлежало только 38,37 %, а остальные - АО «Роснефтегаз» (10,97 %) и другим лицам. (http://www.gazprom.ru/investors/stock/).

Как и  Роснефть, Газпром делится с государством незначительной частью прибыли. Действует норма, по которой «национализированные» госкомпании должны выплачивать государству дивидендные выплаты в размере не менее 25 % чистой прибыли. Норма о 50% до сих пор не введена и, не торопясь, «обсуждается». Но даже эти скудные «25 %» недоплачиваются. Действующий закон о бюджете предусматривает получение дивидендов от госкомпаний в 2017 году на сумму 483,3 млрд руб., но по данным Счетной палаты поступит на 205 млрд руб. меньше.  (https://www.rbc.ru/economics/06/06/2017/593698449a79472826809afc).

«Национализированные» компании бесконтрольно присваивают доходы, принадлежащие всем гражданам России. В 2015 г. по данным Форбс дневной заработок руководителя Газпрома (А. Миллер) составил 4,45 млн руб., Роснефти (И. Сечин) 2,8 млн руб., Сбербанка (Г. Греф) 2,8 млн руб. (http://www.forbes.ru/photogallery/333321-25-samyh-dorogih-rukovoditeley-kompaniy-ezhegodnyy-reyting-forbes). 

В то же время медианный доход (ровно 50% населения России имеют доход ниже медианного) по данным Росстата в 2015 г. составил 22,71 тыс. руб. в месяц. (http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/bednost/tabl/1-2-6-2015.doc). 

Это означает, что за 1 рабочий день главе «национального достояния» Газпрома А. Миллеру достается столько этого достояния, столько среднестатистическому гражданину за 16 лет и 4 месяца.

Таким образом, ни по принадлежности собственности, ни по использованию доходов «национализированные» В. Путиным отрасли таковыми не являются. В действительности они национализированно-приватизированные, в которых издержки национализированы, а доходы приватизированы.

 

Нет достижений – нет дебатов.

(Чемпион без выхода на ринг).

Итак, все 9 главных «достижений» В. Путина, о которых говорит статья, оказались не настоящими. Значит, и статья не настоящая, а по-модному - фейковая. 

Но разместившие её сайты http://putin24.info,http://www.putin-today.ru,  и им подобные совсем не фейковые, а настоящие, и действуют в рамках избирательной кампании президента.

Неужели не понимают, что распространяют заведомо недостоверную информацию? Понимают так же, как любой специалист и просто интересующийся экономикой человек.

Тогда почему распространяют?

Очень просто. Перед выборами необходимо сообщить избирателям о социально- экономических результатах развития страны. Но с настоящими (достигнутыми) результатами на выборах не победить. Поэтому появляются подобные статьи с ненастоящими результатами, которые не все смогут отличить от настоящих.

Выбор сайтов для статьи не случаен. Следящие за экономикой и политикой, на подобные сайты заглядывают редко, поскольку подбор и тон публикаций не имеют ничего общего с тем, что называется «аргументы и факты».

Но большинство граждан, которым надо выживать, и некогда следить за экономикой и политикой, тоже слышали про ВВП, бюджет, демографию, валютные резервы, национализацию и хотят ясных цифр и выводов, чтобы понять, куда идем и кого выбирать. И это понимание большинство будет искать, в первую очередь, на сайтах с названиями http://putin24.info и http://www.putin-today.ru. А на каких же сайтах его искать, если не на этих!

На это и рассчитано. Не все, но многие разбираться не будут и поверят. Статья широко тиражируется социальными сетями, блогами и другими ресурсами. Охват интернет аудитории огромен.

Пусть эти люди зададут себе вопрос: можно ли боксера 4 раза признавать чемпионом без его выхода на ринг? Ответ ясен.

Тогда почему президент отказывается от дебатов? Потому, что на них надо говорить от своего имени, а не от имени http://putin24.info. А заявить от своего имени о достижениях, как в статье на http://putin24.info, значит проиграть  на ринге дебатов нокаутом.

 

Судьба общая, выбор разный.

Никого не хочу называть дебилами. Мы все граждане одной страны и в час испытаний будем вместе, как в 1941 – 1945гг.  Но статья сама определила в дебилы тех, «которые не помнят, сколько Путин сделал для России», а, следовательно, в не дебилы – тех, кто помнит. 

На выборах 18 марта 2018 г. «дебилы» и «не дебилы» выберут общую судьбу, но проголосуют по-разному.