Общественно-деловая
прогнозно-аналитическая
газета
Видение 2020
Какая политическая и социально-экономическая система сложилась сегодня в России?

феодально-вассальная

социально-демократическая

криминально-олигархическая

кланово-капиталистическая

диктаторско-монархическая

советско-социалистическая

оккупационно-паразитическая

Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года

Покорение белой расы

Славянское царство

Пьёшь и куришь - писаешь мозгами

Фото архив


Форум соотечественников июнь 2014 Петербург



Соловки - сакральное слово
2020

«СОЛОВКИ. ГОЛГОФА И ВОСКРЕСЕНИЕ. Соловецкое наследие в прошлом, настоящем и будущем России»

Анна Мезенцева | корреспондент 2020

12 июля 2012 в медиацентре РИА новости прошла пресс-конференция, посвященная открытию выставки в Смольном соборе «СОЛОВКИ. ГОЛГОФА И ВОСКРЕСЕНИЕ. Соловецкое наследие в прошлом, настоящем и будущем России». Данная выставка носит, в первую очередь, идейный характер – возрождение духовной жизни на Соловецком архипелаге, история Соловков на протяжении веков. Она дает нам возможность проследить весь путь становления и развития Соловецкого монастыря, его страшную судьбу в XX веке и постепенное возрождение, что нельзя не трактовать, как символ возрождения самой России.

Соловецкий монастырь не зря прослыл колыбелью духовной жизни и христианства, он сыграл одну из важных ролей в культурной и социальной жизни России. Невозможно отрицать его влияние на становление России как великой морской державой, архипелаг дал мощный толчок к развитию России. Отсюда берет свое начало и Санкт-Петербург. Именно здесь Царь Петр I был вдохновлен морскими традициями, именно здесь, на Соловках в церкви имени св. Андрея Первозванного на большом Заяцком острове было положено начало походу Петра на Ладогу и Неву в 1702-1703 гг., который стал триумфальным и увенчался взятием Нотебурга, основанием уже на Большом Заячьем острове Петропавловской крепости. Знал ли тогда Петр, что с Заяцкого острова он попадет на Заячий остров, что положит начало основанию морской столицы Российской Империи, мы не беремся утверждать, но ясно одно – Соловецкий архипелаг красной нитью проходит через всю историю России.

Не стоит забывать и о страшных событиях XX столетия, которые наложили неизгладимый отпечаток, как на сами Соловецкие острова, так и на историю России в целом. В XX веке Соловецкие лагеря особого назначения стали местом заключения репрессированных узников и тех, кто принял муки за веру – этот подвиг навсегда останется в нашей памяти. В тот страшный век наследие Соловецкого монастыря было практически все утрачено, все, что удалось сохранить, теперь хранится в государственных  музеях Санкт-Петербурга, Москвы, Архангельска, а так же в частных коллекциях.

Для каждого человека есть свой Соловецкий архипелаг, в чем и удалось убедиться в ходе беседы с наместником Соловецкого монастыря и директором Соловецкого музея-заповедника архимандритом Порфирием (Шутовым), директором музея-памятника «Исаакиевский собор» Николаем Витальевичем Буровым, заместителем директора института «Спецпроектреставрация» Михаилом Исаевичем Мильчиком, исполнительным директором Фонда имени Д.С Лихачева Александром Валерьевичем Кобак.

Первым слово взял Буров Николай Витальевич, для него, в первую очередь Соловки – это место святое, странное, страшное, уединенное и попранное. Он напомнил нам, что в этом году Соловецкие острова отмечают три даты: 20-летие со дня возвращения духовной жизни туда, где она и должна быть, 45-летие Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея заповедника и 75-летие расстрела Соловецких узников в Карелии и Ленинградской области в 1937 году.

Все эти три даты надобно помнить, как предупреждение о том, что случается, когда человек утрачивает веру не только в Бога, но и в самого себя. Архимандрит Порфирий (Шутов) согласился с назиданием господина Бурова, а так же выразил свою благодарность всем тем, кто помог основать и провести данную выставку, это уже вторая выставка, посвященная Соловкам за полгода, но она, несомненно, представляет собой квинтэссенцию мудрости, духовности и созидания.

Александр Валерьевич Кобак, будучи исполнительным директором Фонда им. Д.С. Лихачева, в свою очередь, подчеркнул, что нельзя забывать лагерное время Соловецкого архипелага. Лагерная система на Соловках началась, как это ни парадоксально, в момент возрождения духовной и светской жизни. Многие из узников Соловецких лагерей были выдающиеся люди, среди них был и Лихачев Д.С., который однажды сказал, что здесь прошли счастливые годы его жизни. Здесь было окружение, недоступное и в лучших университетах мира – возможно, этот факт и стал решающим в дальнейшей судьбе Соловков.

Заключительное слово досталось господину М.И. Мильчику. Он рассказал про свое ощущение после посещения Соловецких островов. Оно было настолько сильным и всепоглощающим, что нельзя отрицать присутствие Божьей Благодати. Это место для него настолько священно, что он выступает ярым борцом за сохранение хрупкости этого Божественного явления на земле.

Выставка «СОЛОВКИ. ГОЛГОФА И ВОСКРЕСЕНИЕ. Соловецкое наследие в прошлом, настоящем и будущем России» произвела на меня, как на обывателя неизгладимое впечатление. На ней представлены иконы, картины, копии документов, видео-презентации, фотографии, подлинные предметы периода Соловецкого лагеря особого назначения. Есть отдельный раздел выставки «Дмитрий Лихачев и Соловки», он рассказывает о роли знаменитого ученого в сохранении Соловецкого наследия и создании Соловецкого музея.

Все это передает атмосферу Соловков с момента зарождения до разрушения и возрождения, рисует нашу историю без прикрас, интегрирует ее в повседневную жизнь и заставляет задуматься о том, что Россию невозможно представить без ее духовной жизни, способной к самым невероятным подвигам. Сакральность Соловков – в святости этой земли, намоленной и воспетой молитвами душ человеческих, познавших этот мир через божественное провидение.