Общественно-деловая
прогнозно-аналитическая
газета
Видение 2020
Какая политическая и социально-экономическая система сложилась сегодня в России?

феодально-вассальная

социально-демократическая

криминально-олигархическая

кланово-капиталистическая

диктаторско-монархическая

советско-социалистическая

оккупационно-паразитическая

Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года

Покорение белой расы

Славянское царство

Пьёшь и куришь - писаешь мозгами

Фото архив





Форум соотечественников июнь 2014 Петербург
"Дно" Российской империи
Экспертиза

Кто готовил февраль 1917-го? В Президентской библиотеке показали и обсудили фильм «Дно» Сергея Мирошниченко

19/10/2018 prlib.ru

События Февральской революции, её действующие лица до сих пор волнуют кинематографистов, открывая возможности новых версий.

В рамках видеолектория «Знание о России» в Президентской библиотеке состоялись показ двух частей документального фильма-расследования Сергея Мирошниченко «Дно» и встреча с автором кинокартины. Диалог с режиссёром фильма объединил учёных, историков, журналистов, студентов кинематографических вузов. В нём также принял участие Алексей Дорофеев, протоиерей, настоятель Домового храма Святых отцов Семи Вселенских Соборов на Сенатской, 3, в здании Святейшего Синода.

Фильм Мирошниченко – попытка публицистического рассмотрения трагических событий в России 1917 года. Перед нами хроника и осмысление с позиций сегодняшнего дня событий Февральской революции: по мнению автора, изложенному в аннотации к ленте, «свергли монархию не большевики, не эсеры, а думские лидеры, генералитет, люди, включённые в систему. Большевики позже воспользовались результатами их действий. Свергали царя люди, которые давали присягу, которые клялись в верности. В их ситуации это предательство».

«Многие считают Николая II слабым правителем, не справившимся со страной в сложный период нарастающих революционных событий. Но это не так, – сказал в начале развернувшейся дискуссии по фильму «Дно» Сергей Мирошниченко. – Государь был волевым, образованным человеком, способным на жёсткие меры, – в историю, если вспомнить, он вошёл как Николай Кровавый. Его трагедия состояла в страшном давлении на него окружения, которое рвалось к должностям, министерским портфелям, преференциям всякого рода; князь Львов, влиятельный член Государственной думы, через Земский союз контролировал военные заказы, в результате до фронта, где в окопах Первой мировой гнили русские солдаты, доходила только половина средств. Предательство интересов России, равнодушие к судьбе государя стали обыденным делом».

О мере этого предательства применительно к каждому из главных действующих лиц, о коррупции, руки на которой погрели в ходе военной кампании многие из показанных на экране исторических персонажей, – про них, упавших на самое дно и предавших интересы России, фильм Сергея Мирошниченко. Для того чтобы взвесить всё на весах истории, его команда, куда вошли в том числе студенты, проделала колоссальную работу, изучая источники, связанные с тем или иным персонажем.

Гучков, Милюков, Родзянко и другие – их политические взгляды и роль в свержении монархии оказываются в центре фильма Сергея Мирошниченко. Это помогает разобраться в глубинных причинах революции. «Дно» – название картины и железнодорожной станции, около которой последний российский император отрёкся от престола. Режиссёр считает, что в Февральской революции гораздо больше противоречий, чем в Октябрьской, и что над ними следует внимательно подумать сегодня.

Реконструировать события февраля 1917 года авторам удаётся с опорой как на документальные источники – дневники, мемуары участников событий, так и на включение игрового компонента – в картине снимались Марат Башаров, Александр Лыков, Сергей Чонишвили, Александр Гордон, Полина Одинцова, Владимир Грамматиков и другие актёры. Частично съёмки ленты проходили в интерьерах Президентской библиотеки, которая располагается в здании Святейшего Синода, построенном во второй четверти XIX века по проекту выдающегося архитектора Карла Росси.

«В фильме есть прямая речь всех главных „фигурантов“, кроме главного героя – Николая II, к которому сводятся все нити происходящего, ведь он, его отречение от престола под давлением – нерв события. Притом что мы видим на экране государя внешне отрешённого, спокойного, приходит понимание всей глубины переживаемой им драмы. Главный герой мужественно, не теряя достоинства, идёт к отчётливо осознаваемому им концу…» – считает участвовавший во встрече режиссёр Сергей Овчаров.

Президентская библиотека не впервые рассматривает и анализирует в рамках своих киноклубов, видеолекториев и других мероприятий документальные ленты, посвящённые событиям революции. Тема глобальная, неисчерпаемая, и каждое поколение кинематографистов решает её по-своему. В ноябре 2017 года в Президентской библиотеке состоялись просмотр и обсуждение документального фильма режиссёра Фридриха Эрмлера 1965 года «Перед судом истории» – он представляет собой диалог историка-актёра с реальным Василием Витальевичем Шульгиным – лидером Государственной думы, одним из организаторов Белой армии. Затем предметом рассмотрения стала картина Сергея Дебижева «Раскалённый хаос».

В год 100-летия революции Президентская библиотека представила на портале специальную коллекцию «1917 год», посвящённую его главным событиям: от активизации рабочего движения и Февральской революции до выборов в Учредительное собрание, состоявшихся после Октябрьской революции. Материал представлен в 23 разделах, расположенных в хронологическом порядке. Не меньший интерес пользователей вызвала и коллекция 1918 год Президентской библиотеки. В обеих масштабных подборках помимо архивных документов, мемуаров, раритетных книг историков содержатся также визуальные материалы, дополняющие картину революционных событий, представленные открытками, фотографиями, картами, планами, листовками, плакатами и кинохроникой.

Использование материалов различного характера позволяет осветить события революционного периода не только наиболее полно и всесторонне, но и по возможности объективно. Требующие критического отношения источники личного происхождения и документальная литература уравновешиваются архивными материалами и научными исследованиями. Полнота контента, объективность и взвешенность в исследовании того или иного периода российской истории стали фирменным знаком Президентской библиотеки.