Общественно-деловая
прогнозно-аналитическая
газета
Видение 2020
Какая политическая и социально-экономическая система сложилась сегодня в России?

феодально-вассальная

социально-демократическая

криминально-олигархическая

кланово-капиталистическая

диктаторско-монархическая

советско-социалистическая

оккупационно-паразитическая

Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года

Покорение белой расы

Славянское царство

Пьёшь и куришь - писаешь мозгами

Фото архив






Драматург от Бога
Календарь

Интерес к "маленьким людям" и неустроенным судьбам

06/03/2019 Наталия Доронина / 2020

10 февраля этого года исполнилось 100 лет со дня рождения Александра Моисеевича Володина, одного из лучших русских драматургов 20 века.

В связи с этим хочется еще раз вспомнить об этом писателе и его прекрасных произведениях. Долгое время имя Володина не упоминалось или упоминалось отрицательно в учебниках и пособиях по истории советской литературы, хотя он являлся автором таких замечательных произведений, как пьеса "Пять вечеров", "Фабричная девчонка", "Моя старшая сестра", "В гостях и дома", "Назначение", "Фокусник", "С любимыми не расставайтесь", "Портрет с дождем" и много др.

Пьеса "Пять вечеров", например, вошла в постоянный репертуар советских театров за 1959- 1973 г. Ее ставили до 400 раз в году! И, несмотря, на большую художественную ценность и любовь зрителей, творчество Володина часто подвергалось критике по причине изображения простых человеческих чувств и отношений, как противоположность героическим клише драматургии социалистического реализма, пропагандируемого в прессе. Консервативная критика указывала на отсутствие в его произведениях идеологической позиции и считала их нетипичными для советского общества. Противники обвиняли драматурга в искажении действительности, пессимизме и мелкотемье, в интересе к "маленьким людям" и неустроенным судьбам.

Как и Виктор Розов, Володин был драматургом "шестидесятником" и в своих пьесах противостоял тенденциям драматургии сталинской эпохи, в которой положительный герой отстаивал коллективные интересы. В своих пьесах, сюжеты для которых он брал из жизни, писатель всегда был на стороне человека, идущего против течения, восстающего против общепринятого, показывая конфликты и проблемы современного ему общества. Но менялась атмосфера в стране, менялось восприятие и отношение к проблемам простого человека, и произведения Володина уже не вызывали прежнего столкновения мнений, а напротив, повышенный интерес к его творчеству и таланту. И уже в 70- е годы, пожалуй, не было ни одного театра в стране, где бы не ставили его пьес.

В это время выходит и множество замечательных и всеми любимых, и старшим и более молодым поколениями, художественных фильмов, с ведущими киноактерами страны. Получив признание в кинематографе, Александр Володин все же отдает предпочтение театру и пишет более 20 новых пьес. В итоге, государство высоко оценило его творчество и талант: Александр Моисеевич Володин становится лауреатом премии Президента РФ, кавалером ордена "За заслуги перед Отечеством 3 степени, лауреатом премий "Триумф" и "Золотая маска". За сценарий фильма "Осенний марафон" в 1981 году он был награжден Государственной премией РСФСР. В Санкт- Петербурге писатель был удостоен Царскосельской премией и титула "Живая легенда Санкт- Петербурга"! Ежегодно, с момента смерти драматурга в 2001 году, в Санкт- Петербурге проводится фестиваль "Пять вечеров", посвященный его памяти.

Большое литературное наследие оставил нам наш талантливый соотечественник, заставляя сопереживать героям его произведений и задумываться над смыслом жизни всех и каждого из нас в отдельности...

Недавно я провела незабываемый театральный вечер в Московском театре Эрмитаж , где смотрела пьесу Александра Володина "Фокусник", поставленную режиссером Андреем Тупиковым. В спектакле заняты ведущие актеры театра: Алексей Шулин, Станислав Сухарев, Дарья Белоусова, Евгений Фроленков, Елена Коломина, Петр Кудряшов и др.

"Дотерпели до зимы,
Проползли её метели,
Так до лета, неужели,
Как-то, не дотерпим мы?..."

Эти строки из стихотворения Александра Володина трогательные и немного грустные, но при этом оптимистичные, мотивом проходят через все события, происходящие на сцене.

В маленьком провинциальном городке выступает фокусник Виктор Михайлович Кукушкин. Он уже не молод, но застенчив и запальчив. При этом он человек добрый, и поэтому - сильный. Скромный и стеснительный, он мало чего добился в жизни, но с большим желанием готов выступать где угодно, и даже бесплатно. Виктор Михайлович - чудак, для которого принципы важнее собственного благополучия. У него нежные трепетные отношения с дочерью, но она считает его добрым неудачником и большим ребенком. Виктор Михайлович все еще верит в чудо и ждет свою любовь.

И вот однажды, в его жизни появляется женщина - Прекрасная Елена. На самом деле, эту красивую женщину зовут Елена Ивановна, но фокуснику очень хочется верить, что она та самая, Елена Прекрасная, добрая и понимающая его... И дело уже идет к свадьбе. Но срабатывает принципиальность фокусника и во время семейного торжества Кукушкин ссорится с начальником цирка, который обидевшись, с другими гостями покидает торжество. Но выясняется, что его молодой жене очень нужны, не смотря ни на что, важные связи, и она выгоняет Кукушкина и говорит, что бы он без этих гостей обратно не возвращался.

Свадьба расстраивается, а неприкаянный, но гордый и совсем не отчаявшийся циркач, показывает фокусы и дарит цветы прохожим. Теперь он понимает, что самый большой фокус - отдавать людям все лучшее, что у тебя есть. Но при этом не забывать верить в чудо...

Вот такая история. Простая и сложная одновременно, веселая и грустная. И в завершении хочется подчеркнуть интересный подход режиссера и актеров театра к постановке этой пьесы. Я бы назвала его неординарным и оригинальным, для зрителя, который любит и может оценить все новое, талантливое и необычное.

***
Добрая весть пришла из Санкт-Петербурга.

Монумент, посвященный знаменитому драматургу, может появиться в Матвеевском саду. Место для размещения памятника выбрано не случайно – напротив Матвеевского сада находится дом, в котором жил писатель.

Инициаторами создания монумента выступили представители театра «Остров» и Союз писателей Северной столицы. Автором проекта скульптуры – Игорь Фролов.