Общественно-деловая
прогнозно-аналитическая
газета
Видение 2020
Какая политическая и социально-экономическая система сложилась сегодня в России?

феодально-вассальная

социально-демократическая

криминально-олигархическая

кланово-капиталистическая

диктаторско-монархическая

советско-социалистическая

оккупационно-паразитическая

Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года

Покорение белой расы

Славянское царство

Пьёшь и куришь - писаешь мозгами

Фото архив






Тупик. Поезд дальше не пойдёт
Прогнозы

Гарантии застойного будущего. Президентские обещания экономического и социального роста невыполнимы

25 марта 2013 года | Олег Гладунов | Свободная пресса

Даже если в мире не случится второго кризиса, Россия до 2018 года обречена на стагнацию экономического роста до 2% ВВП, с прежних 4%. Об этом говорится в докладе экономистов Центра развития НИУ-ВШЭ «Наш Экономический Прогноз: двойка как максимум?», представленном в конце прошедшей недели. Более того, в первые месяцы 2013 года ВВП страны показывал даже отрицательную динамику: зафиксировано его помесячное снижение на 0,4%, и впервые со времени кризиса 2008 года отмечено снижение темпов роста промышленного производства на 2,1%. Все это говорит о том, что в ближайшие годы в лучшем случае Россию ожидает «застой» по примеру Советского Союза, а в худшем – обвал экономики.

И никакой «накачкой» деньгами со стороны Центробанка ситуацию уже не исправить, потому что сейчас в экономике России и без того наблюдается избыток свободных капиталов, которые предприятия предпочитают не инвестировать в развитие производства, а вывозить за рубеж, констатируют экономисты Центра развития.

Экономика едет на ручнике

Российская экономика пока еще едет вперед, но словно на ручном тормозе. Рост инвестиций в российскую экономику практически прекратился еще в прошедшем году. Структура экономики не меняется несмотря на заявления правительства, а все ее базовые отрасли находятся в состоянии стагнации, либо медленного роста. И выйти из этой ситуации будет очень тяжело, заявил на презентации экономического прогноза директор по макроэкономическим исследованиям НИУ-ВШЭ Сергей Алексашенко.

Даже нефтегазовый экспорт уже не тянет экономику, и не смотря на стабильно высокие цены на нефть, постепенно сокращается в денежном выражении, потому что стоимость сырья расти не может из-за нестабильной ситуации в мире, а добывать его намного больше, чтобы поддержать рост экспорта, у России не получится.

Получается тупик, и единственный остававшийся драйвер роста, который поддерживал отечественную экономику в прошедшем году - потребление населения, увеличившегося на 6,4-6,6% в 2011-2012 годах, тоже перестал действовать. Потому что рост потребления основывался вовсе не на повышении доходов населения, а на кредитовании, и сопровождался ростом задолженности. Сейчас Центробанк усиленно сдерживает темпы роста потребительского кредитования, а значит потребление расти не будет.

А предприятия реального сектора, наоборот, сами не берут кредиты, так как не хотят вкладываться в развитие производства. При этом у предприятий очень быстро растут остатки средств на счетах, у них достаточно собственных денег, но они не видят перспективных инвестиционных проектов, и вообще - той инвестиционной привлекательности России, про которую так любят говорить власти. И предприятия выводят капиталы за рубеж, даже для того, чтобы просто сберегать их на депозитах иностранных банков.

Между тем экспансия российского капитала за рубеж для покупки активов сократилась почти на треть. Теперь инвестиции в иностранные производственные активы заменило прямое бегство капитала - фиктивные сделки и прочие «серые» операции, которые в прошлом году выросли на 15% и превысили 50 млрд долларов.

Тем временем прямые иностранные инвестиции в страну в 2012 году сократились почти на 20% - до 39 млрд долларов или менее 2% ВВП. Однако и этот небольшой приток происходит в основном за счет активных заимствований наших предприятий за рубежом. И хотя рост задолженности еще не набрал критического уровня 2007-2008 годов, плохо то, что отечественный бизнес вывозит собственные капиталы за границу и заменяет их зарубежными кредитами. Такой процесс здоровым назвать нельзя, считает Алексашенко.

Если подвести итог, причины замедления российской экономики следующие: отсутствие инвестиций; существование такой системы стимулов, которая делает выгодной только добычу и экспорт сырья; привлекая короткие зарубежные деньги, бизнес не заинтересован в реализации долгосрочных проектов. А замена собственного капитала предприятий зарубежными долгами, в случае возникновения новой волны мирового финансового кризиса, который рано или поздно случится, снова создаст России большие проблемы.

«Прежние драйверы роста, в виде выгодной внешнеэкономической конъюнктуры, уходят, а новых, в виде улучшения инвестклимата, пока не видно, - констатирует замдиректора Центра развития НИУ-ВШЭ Валерий Миронов. - Капитал утекает, и за два месяца этого года, из-за повышения страховых сборов, закрылось свыше 300 тыс. предприятий малого бизнеса. Задача экономического роста, поставленная президентом Владимиром Путиным, становится невыполнимой».

Но даже если вдруг инвестиционная привлекательность России, по мановению волшебной палочки президента Путина, вырастет прямо с завтрашнего дня, то для того, чтобы догнать своих конкурентов из БРИКС, нам понадобится не менее десяти лет, констатируют эксперты Центра развития.

Бюджет нам не поможет

Повышение бюджетных расходов, как правило, везде в мире производит положительный эффект на рост производства. Как говорит мировая практика, меньше всего прироста дают социальные расходы (прирост расходов на 1% ВВП увеличивает прирост выпуска на 0,5% ВВП), а больше всего – госзаказы и госинвестиции - до 2% ВВП на 1% расходов.

Но в России, с ее «экономикой распилов, откатов и заносов», все выглядит совсем иначе. По оценкам экспертов, государственные инвестиции в размере 1% прироста бюджетных расходов, дают прирост экономики всего лишь на 0,3%-0,5% ВВП. Это происходит потому, что львиная часть госденег уходит не по назначению. И пока в стране не прекратят воровать бюджетные деньги, увеличение расходов госбюджета не будет эффективным стимулом для роста экономики.

Кроме того, по словам Валерия Миронова, Россия вовсе не избавилась от «голландской болезни»: доля добывающей промышленности вместе с нефтепереработкой за последние годы серьезно выросла - на 5,6%, а доля обрабатывающей промышленности снизилась на 4% от ВВП.

Параллельно выросла также доля госуправления - с 4,5% в 2002 до 5,6% в 2012 году. И это несмотря на реформу 2004 года, которая должна была сократить госаппарат. Поэтому бюрократия в России сейчас намного более развита, чем в Советском Союзе, который считали авторитарно-бюрократическим государством. Чиновников на единицу услуг в ВВП у нас в несколько раз больше, чем в других развитых сырьевых странах.

Вместе с этим, доля секторов, ответственных за развитие человеческого капитала - здравоохранения, образования, в России гораздо ниже. Кроме того, по сравнению с развитыми сырьевыми державами, в российской экономике очень низка доля производств, перерабатывающих сырье, что никакой «сырьевой сверхдержавой» оправдать уже невозможно.

«В результате всего вышеперечисленного, по итогам 2012 года рост ВВП России не превысит 2,4%, а в следующем - 2,1%, и до обещанных президентом Путиным 4-5% никак не дотянет, - пояснил «СП» руководитель Центра финансовых проблем Максим Тимофеев. – Соответственно, и рост доходов населения замедлится с прошлогодних 4,1% до 2,3%, то есть, он будет ниже чем в 2000-е годы. В добавок рост импорта и снижение эекспортных доходов приведет к плавной девальвации рубля до 37 рублей за доллар. Такая ситуация вызовет недовольство населения России политикой властей, потому что темпы роста доходов населения будут ниже, чем обещал президент Путин в своих предвыборных выступлениях. По темпам роста реальных зарплат разрыв с его обещаниями уже составляет около двух раз.

При этом надо учитывать, что основное бремя выполнения обещаний президента Путина возложено правительством на регионы, которые в 2012 году и без того недобрали 330 млрд рублей доходов в бюджеты на выполнение социальных обязательств перед населением. Но дальше будет еще хуже – регионы не досчитаются в своих бюджетах 650-750 млрд рублей. И на какие деньги они будут выполнять обещания президента – это вопрос»…