Общественно-деловая
прогнозно-аналитическая
газета
Видение 2020
Какая политическая и социально-экономическая система сложилась сегодня в России?

феодально-вассальная

социально-демократическая

криминально-олигархическая

кланово-капиталистическая

диктаторско-монархическая

советско-социалистическая

оккупационно-паразитическая

Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года

Покорение белой расы

Славянское царство

Пьёшь и куришь - писаешь мозгами

Фото архив






Особый федерализм
Стратегия

Расшифровка аудиозаписи заседания «Меркурий-клуба»

«Проблемы перераспределения экономических функций между федеральным центром, субъектами Федерации и муниципалитетами»

21 мая 2013 года

Примаков Е.М.: (вступительное слово)

Уважаемые коллеги, товарищи! Тема, вынесенная на сегодняшнее обсуждение «Меркурий-клуба», одна из наиболее важных. Она имеет несколько аспектов. Не буду выстраивать их иерархию, поскольку считаю, что все эти аспекты представляют жизненный интерес для России, ее граждан.

Во-первых, от оптимизации отношений между федеральным центром и субъектами Федерации зависит территориальная целостность нашего государства, по сути, его существование.

Есть две стороны медали. Одна − насущная необходимость перенесения центра тяжести в экономической политике на регионы. Иными словами: децентрализация экономики. Сегодня этот вопрос стоит достаточно остро: о реиндустриализации развития аграрно-промышленного комплекса, об изменении структуры нашей экономики. И для решения всех этих вопросов регионы должны серьезно увеличить свою роль в экономическом плане.

Другая сторона − это необходимость на пути демократизации России не растерять политические, экономические, административные функции центра, скрепляющие страну в единое целое.

Передел полномочий между центром и регионами необходим. Движение в этом направлении обозначилось. Однако противоречит общегражданским интересам медлительность в выработке комплексного подхода, исходящего из продуманных, выверенных решений. В первую очередь это относится к экономике. По свидетельству Министерства финансов России, раздел налоговых доходов между центром и регионами сейчас составляет 52 на 48. Цитирую: «Весьма ограничена возможность и новых отчислений федеральных налогов на местах».

Ряд экономистов считает, что разброс еще больший. Между тем в Германии, которая весьма успешно конкурирует в развитии экономики и уровня жизни населения, доля от налогов федерального центра и земель практически равны, и что весьма важно стабильны в отношении от России, где проявляется тенденция роста налоговой доли центра. Такая стабильность характерна и для Соединенных Штатов Америки.

Во-вторых, правильное выстраивание взаимоотношений между федеральным центром и регионами важнейшее условие решения социальных задач. В конечном итоге подъем жизненного уровня нашего населения и сохранение магистрально-социальной ориентированности нашей экономики.

Очевидно, необходимо претворить в жизнь планы, намеченные в предвыборных статьях Президента В.В.Путина. Конечно, жизнь показала, что следует удлинить сроки имплементации некоторых из них. Об этом сказал сам Путин. Однако без коренного изменения существующей на сегодняшний день практики, вообще невозможно добиться этой цели. Давайте об этом говорить откровенно. Известно, что 30 процентов расходов консолидированного бюджета связано у нас с социальными платежами. Мы часто повторяем эту цифру, но при этом не продвигаемся к решению ключевой задачи: определение соотношений социальных расходов между федеральным бюджетом, бюджетами регионов и бюджетами муниципалитетов.

Трансферты из федерального бюджета на решение отдельных задач, да еще и явно недостаточные, не решают общей проблемы. Более того, Минфин намерен переложить расходы на выполнение указаний Президента об увеличении зарплат бюджетников: учителей, врачей, работников культуры на плечи субъектов Федерации без определения дополнительного финансирования из федерального бюджета. И это происходит в условиях, когда возрастает дефицит региональных бюджетов. С 2008 по 2012 гг. суммарный дефицит бюджетов субъектов Федерации возрос с 456 млрд. рублей до 1,2 трлн. рублей.

Перекладывание социальных расходов на регионы, без соответствующего финансового обеспечения, создает поистине тупиковую ситуацию. Регионам не будет хватать примерно 300 млрд. рублей в год или более 4 трлн. рублей до 2025 года. У субъектов Федерации, это очень важно: не останется достаточно ресурсов для осуществления уже переданных в их ведение таких экономических и социальных функций, как охрана здоровья, решение проблемы, которую Президент охарактеризовал словами: «Вытащить наших людей из трущоб, содержание театров, музеев, библиотек, других объектов культуры».

Нужно отметить, что такая постановка вопроса отнюдь не отрицает необходимость гражданского контроля над расходами региональных и местных бюджетов и жесткого пресечения коррупционной практики, развивающейся на местах.

Не секрет, что некоторые, по сути, сомневаются в выполнении президентских обещаний. Объяснение Центра развития  Высшей школы экономики, например, сводится к тому, что растет разрыв между плановым и реальным дефицитом региональных бюджетов, а финансировать его из федерального бюджета, переживающего не лучшие времени, я цитирую: «Вряд ли получится. Наращивание же займов подобных масштабов может привести некоторые регионы к предбанкротному состоянию». Все это действительно отражает реальность, но где же выход из создавшегося положения?

Характерный ответ на этот вопрос не связывается с возможностью использовать дополнительные источники федерального финансирования развития регионов, дополнительные источники. Я говорю о дополнительных источниках.

Приведу в этой связи предложение министра экономического развития Белоусова: «Понизить установленную в резервном фонде без всякого экономического обоснования, кстати, неприкасаемую сумму – 7 процентов от ВВП до 5 процентов ВВП. Цитирую: «Для развития экономики страны эти два процента ВВП в год могут означать очень много – заявил Белоусов. Это больше 1 трлн. рублей в расчете на три года». Если мы примем такое решение, то начиная с 2015 года мы сможем тратить приличные деньги на дороги, на энергетическую инфраструктуру, на помощь регионам в ликвидации ветхого и аварийного жилья.

В-третьих. Экономическое соотношение между центром и периферией напрямую связано с такой важной для России проблемой, как демографическая. Ее решение или, во всяком случае, ощутимое снижение ее остроты, во многом зависит от размещения производительных сил на территории нашей страны. Нужно сказать, что демографическое состояние России определяется не только динамикой рождаемости и смертности, как бы она не была важна. Российское население уже в настоящее время стягивается в крупнейшие агломерации, где жизнь намного более привлекательна. Этот процесс будет развиваться и в будущем, причем отток населения происходит, в основном, из регионов, отстающих в своем экономическом и социальном развитии. Это только один из примеров остроты проблемы выравнивания социально-экономического положения регионов.

В марте этого года правительством был утвержден план стимулирования органов власти регионов и муниципалитетов к привлечению инвестиций. Это, несомненно, важно, но увеличение доли целевых субсидий центра проблемы выравнивания регионов не решает. Социально-экономическое сближение субъектов Российской Федерации упирается в отсутствие комплексного подхода. Его главным элементом должна стать заинтересованность региональных властей в увеличении закрепленных за ними налоговых источников и в мерах поддержки, в том числе предоставления привлекательным инвесторам системы льготы и гарантий со стороны федерального центра. Естественно, регионы должны сами бороться за инвесторов и создавать для них привлекательные условия.

Заслуживают гораздо большего  внимания проблемы, связанные с влиянием миграционных процессов на состояние дел субъектов Федерации. Эти проблемы, опять-таки, нужно решать комплексно для создания взаимной заинтересованности регионов и российских мигрантов, а также мигрантов из зарубежных стран.

Один из просматриваемых способов социально-экономического нивелирования субъектов Российской Федерации - укрепление регионов путем их объединения. Естественно, это нелегкий путь, но его, очевидно, придется пройти. Главное при этом не навязывание сверху решения об объединении. Как заявил Путин: «Люди сами должны прийти к выводу о том, что, да, целесообразнее, исходя из необходимости более эффективного решения социально-экономических проблем, объединиться в более крупные субъекты». Конечно, при этом следует принимать решения, учитывая национальный фактор в том или ином регионе. Конечно, это, безусловно.

Председатель Совета Федерации Матвиенко В.И. поднимает вопрос о необходимости перенесения на периферию из центра головных офисов крупных компаний, начиная с госкомпаний. Хотя особых иллюзий у Матвиенко нет. И действительно зреет колоссальное сопротивление. Тем не менее, при наличии политической воли и согласия топ-менеджеров проект можно реализовать за три года, считает Матвиенко В.И.

В-четвертых. Жизнь выдвигает требования изменить законодательство о местном самоуправлении, определить его организационные и финансовые основы, распределить полномочия и финансовые ресурсы между регионами и уровнями местного самоуправления. Иными словами: закрепить функции, с одной стороны, за регионами, а, с другой, за муниципалитетами. Но трудно согласиться с теми, кто считает, что будто оптимизация соотношений функций между этими двумя уровнями государственной власти заключается лишь в движении сверху–вниз. Ряд специалистов, например, предлагает передать с муниципального уровня региональным структурам вопросы здравоохранения, что позволит поднять качество медицинского обслуживания населения.

В целом следовало бы дополнить градацию муниципалитетов по численности населения, универсальный подход здесь, очевидно, не уместен, определением тех социально-экономических функций, которые закрепляются за муниципалитетами разных уровней.

Конечно, названные четыре пункта не исчерпывают всей совокупности проблемы. Следует ожидать, что выступающие на заседании «Меркурий-клуба» сконцентрируются не столько на тяжелом положении в сфере распределения функций между разными этажами государства, но выскажут конкретные предложения о мерах по выходу из существующей сложной ситуации.

Примаков Е.М.: (Заключительное слово)

Спасибо. Уважаемые коллеги! В каждом выступлении, мне кажется, есть рациональное зерно. Нужно очень внимательно ознакомиться еще раз с каждым выступлением и на основе этого сделать записку, которую передать руководству страны. Хотел бы только добавить, что, к сожалению, мало здесь было сказано о двух моментах.

Во-первых, оптимизация означает не только перераспределение, но и программу финансирования, покрытие выпадающих доходов частей консолидированного бюджета. Вот об этом мало сказано, а ведь в государственном плане это имеет очень большое значение. Поэтому здесь нужны были какие-то конкретные предложения на сей счет, как покрыть эти выпадающие доходы.

Второе. Необходим жесткий контроль над расходами региональных и муниципальных бюджетов, потому что не секрет, что растет коррупция на местах, и вы все это хорошо знаете. Поэтому когда мы говорим о перераспределении функций, говорим о том, что многие вещи могут взять на себя субъекты и муниципалитеты и т.д., то это нужно связывать с тем, что будет установлен жесткий контроль, жесткий контроль над исполнением, над финансовым исполнением. Я хочу всех поблагодарить.

Полный текст читайте на сайте "2020", раздел "Стратегия"