Общественно-деловая
прогнозно-аналитическая
газета
Видение 2020
Какая политическая и социально-экономическая система сложилась сегодня в России?

феодально-вассальная

социально-демократическая

криминально-олигархическая

кланово-капиталистическая

диктаторско-монархическая

советско-социалистическая

оккупационно-паразитическая

Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года

Покорение белой расы

Славянское царство

Пьёшь и куришь - писаешь мозгами

Фото архив






Ремонетизация - это 2% инфляции и 8% роста
Стратегия

Научно-экспертное заключение (Проект)

(по итогам научно-экспертной сессии «Фактор стагнации: демонетизация российской финансово-экономической системы и выход из нее»,

Москва, Центральный дом журналистов, 19.02.2014)

На обсуждение выносились следующие вопросы

1.История демонетизации российской экономики

2.Теория монетарного обеспечения развития экономики и мировая практика

3.Анализ российской аргументации демонетизации как метода борьбы с инфляцией

4.Анализ фактической политики Центробанка России

5.Опыт ремонетизации в странах мира

6.Проект восстановления монетизации российской экономики как суверенное решение проблемы инвестиционного голода и драйвера экономического развития.

Исторический, межстрановый компаративный, системный финансово-экономический,  политологический, математический и ситуационный анализ демонетизации российской финансово-экономической системы позволил констатировать следующие значимые обстоятельства и проблемы, и сформулировать руководству страны рекомендации по их преодолению.

  1. 1. В российской финансово-экономической системе, начиная с 1992 года, объем суверенной денежной массы существенно ниже среднемировых нормативов и до нескольких раз ниже показателей развитых и развивающихся сопоставимых стран.

С объемом суверенной денежной массы (по опыту мирового ансамбля стран) жестко связана величина национальных инвестиций и соответственно темпы экономического роста и инфляции. Необоснованное снижение денежной массы ведет к падению инвестиций и экономического роста, росту инфляции. Объем денежной массы влияет на объемы инвестиционных кредитных средств в национальной экономике даже при наличии механизмов иностранных инвестиций.

Необоснованное сжатие денежной массы в обороте ведет к его наполнению наличной иностранной валютой, что создает значительную базу ненаблюдаемой и неналогооблагаемой теневой и криминальной экономики.

  1. 2. Демонетизация российской финансово-экономической системы складывается из невведенных (неэмитированных) в оборот Центральным Банком РФ средств; средств, избыточно замороженных в золотовалютных резервах; средств, замороженных в суверенных фондах финансовой стерилизации. В сумме, с учетом мирового опыта и расчетов для российской экономики, объем средств, выведенных из оборота, оценивается на уровне  около 3,5 триллионов долларов. Даже если растянуть их возвращение в оборот в процессе ремонетизации российской финансово-экономической системы на 5 лет, то ежегодное приращение оборота со средней нормой рыночной доходности 5% принесет в национальную экономику чистой прибыли 35 млрд. долл. ежегодно. Сам же инвестиционно-кредитный национальный портфель может быть увеличен в годовом измерении на сотни млрд. долл. суверенных инвестиционных средств, что безусловно сработает как мощный драйвер экономического роста на уровне примерно 8% ВВП в год.
  2. 3. Представление о возможности эффективно таргетировать инфляцию сжатием денежной массы в российском случае является ошибочным. Многолетние наблюдения причинно-следственной зависимости, опыт мира, математические расчеты величины этой связи показывают, что демонетизация не влияет на инфляцию. Объяснение заключается в том, что природа российской инфляции не монетарная. Ее факторы - это монопольные цены издержек, импортируемая инфляция в связи с все большей импортизацией потребительского и инвестиционных рынков России, инфляционные ожидания, нерегулируемая государством рентабельность, особенно в сырьевых отраслях, инвестиционный дефицит. Ее природа носит многофакторный релаксационный характер. На уровне российской демонетизации сжатие денежной массы на инфляцию не влияет. Наоборот, в действительности наращивание денежной массы в условиях дефолта, кризиса 2008 года, текущие изменения коэффициента монетизации тут же отражались на снижении инфляции и стимулировании экономического роста через рост инвестиционного предложения.
  3. 4. Сжатие оплаты труда, доходов населения, якобы в целях таргетирования инфляции, также снижает накопления в банковском секторе и депозитно-эмиссионный кредитный вклад в национальный инвестиционный портфель. Это еще один неиспользуемый ресурс для снижения инфляции и инвестиционного стимулирования экономического роста. Кроме этого, недооцененный труд негативно влияет на демографический результат и социально-политические настроения в стране, что существенно для целей политической стабильности и развития России.
  4. 5. Представление о целесообразности дальнейшей минимизации государственного инвестиционного портфеля ошибочно.

Государственный инвестиционный портфель носит, прежде всего, исключительный характер в силу своей суверенной природы, в чем Россия все более нуждается, перейдя порог национальной  безопасности в импортизации критических сфер производства и потребления.  

Государственный инвестиционный портфель решает общие проблемы развития страны, ее обороноспособности, ее депрессивных регионов, преодолевая естественные ограничения эгоизма бизнеса и политической обусловленности внешних инвестиций.

  1. 6. Мировой опыт показывает, что ремонетизация экономики возможна и приведет одновременно к снижению инфляции и росту инвестиций, а также к экономическому росту в целом.
  2. 7. С целью снижения инфляции и экономического роста целесообразно использовать опыт послевоенной Германии (система KFW), опыт Китая, других стран и, приняв политическое решение, создать государственный инструмент для ремонетизации - институт развития типа Внебюджетного государственного инвестиционно-кредитного фонда, с наполнением его портфеля, прежде всего, за счет обоснованного эмиссионного объема. Расчеты показывают, что при гарантированном инвестиционном использовании средств фонда за 3-5 лет инфляция снизится примерно до 2%, а экономический рост (прирост ВВП) достигнет около 8% ежегодно. Одновременно с этим в пакете решений должны быть созданы контрольные и регулирующие государственные институты с целью пресечения негативных «боковых» последствий. Пакет проектов нормативно-правовых и организационно управленческих государственных решений, обоснований и прогнозов для осуществления ремонетизации российской финансовой экономической системы экспертным сообществом разработан.

              *           *             *

Таким образом, в распоряжении  руководства России, Президента РФ В.В.Путина, поставившего задачу поиска новых источников экономического роста и развития страны, объективно существует суверенный ресурс принятия политического решения о ремонетизации финансовой экономической системы страны. Это приведет к существенному оздоровлению национальных финансов и экономики и даст импульс интенсивным позитивным социально-политическим и экономическим процессам развития. Будет реализован естественный и суверенный драйвер экономического роста.

Готовность экспертного сообщества представить руководству страны полный, отвечающий регламентам пакет-проект ремонетизации финансовой экономической системы страны составляет два месяца.

Заключение составлено по подготовленным и сделанным в ходе дискуссии  участников научно-экспертной сессии предложениям и замечаниям.
По поручению научно-экспертной сессии,
председатель сессии,  профессор, д.ф.-м.н, д.полит.н.С.С.Сулакшин
org@rusrand.ru тел. 8 499 249 0703,  8 499 249 80 42