Общественно-деловая
прогнозно-аналитическая
газета
Видение 2020
Какая политическая и социально-экономическая система сложилась сегодня в России?

феодально-вассальная

социально-демократическая

криминально-олигархическая

кланово-капиталистическая

диктаторско-монархическая

советско-социалистическая

оккупационно-паразитическая

Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года

Покорение белой расы

Славянское царство

Пьёшь и куришь - писаешь мозгами

Фото архив






Президентский экономический форум
Экономика

Контуры новой модели экономической системы: «Между «диким капитализмом» и «командным социализмом»

08/09/2014

Открытое письмо Президенту России

Как профессиональный макроэкономист и российский ученый, занимающийся проблемами финансово-экономической стабилизации и антикризисным управлением в экономике, я отчетливо понимаю всю тяжесть ответственности каждого Вашего решения в той ситуации, в которой находится наша страна с 1992 года. Но сегодня, в условиях нарастающего давления наших т.н. западных "партнеров", по сути объявивших нам экономическую войну, и собравших под "санкционные знамена" своих зависимых сателлитов (которых снисходительно называют "союзниками") ответственность за принимаемые Вами решения возрастает многократно. И именно этим и диктуется необходимость выработки таких высокоэффективных решений, которые, по сути, исключали бы ошибки, так как их цена в условиях нарастающего кризиса возросла бы многократно.

При этом очевидно, что все Ваши решения готовятся Вашими экономическими советниками и помощниками, имеющими, как правило, противоречивые мнения о путях выхода из тяжелейшего кризиса, но ответственность за результаты принятых Вами решений на основе их рекомендаций все равно ложится на Вас.

И именно поэтому Вы, осознавая всю остроту нарастающих проблем и меру личной ответственности за их решение, неоднократно поручали государственным и экспертным структурам разработать программу выхода из кризиса. Хотя очевидно, что в структуре Правительства есть ключевое ведомство, основной функцией которого, даже без Ваших указаний, и является разработка стратегии и тактики экономического развития страны. Это Министерство экономического развития, которое имеет уникальную возможность консолидировать и задействовать весь научный и экспертный потенциал экономического сообщества страны. Но вместо этого оттуда регулярно раздаются абсурдные и парадоксальные заявления, как например, одно из последних: экономика России не может эффективно расти, даже если ей не мешать (???) Что это как не роспись в собственном бессилии ...

Но возникает вопрос, почему это министерство, а также научные сотрудники многочисленных экономических институтов Российской академии наук (многих из которых я знаю лично, так как сам работал в Институте экономики РАН) как и Ваши советники, имеющие высшие экономические звания и степени не могут предложить эффективной программы, способной быстро и главное социально безболезненно вывести экономику из кризиса ?

Ответ прост. Официальная экономическая наука в ее нынешнем состоянии не имеет всеобщей, единой, универсальной экономической теории, способной дать однозначные рекомендации по антикризисному управлению страной с четко прогнозируемыми результатами. Вместо нее в экономической науке существует несколько противоречивых по взглядам и противоборствующих между собой направлений экономической мысли и школ: монетарная, кейнсианская и прочие, приверженцами и последователями которых и являются все экономисты, как в нашей стране, так и в остальном мире.

Поэтому, как ученый, более 20 лет занимающийся поиском эффективных решений проблем бескризисного развития экономики, я не могу винить своих коллег "по цеху" за отсутствие программы выхода из кризиса. Поскольку, это скорее их беда, чем вина, так как ни в одном учебнике, ни в западном, ни в российском нет четких и однозначных рекомендаций по антикризисному управлению экономикой страны. В ином случае в мире давно бы прекратились и не возникали экономические кризисы. При этом, я как автор брошюр по проблемам макроэкономической стабилизации, соавтор Программ по развитию экономики для российского правительства и регионов, соавтор нескольких монографий по экономической безопасности России, нескольких учебников для ВУЗов, я особо отчетливо понимаю всю сложность разработки таких четких и однозначных рекомендаций по выходу из кризиса, тем более, что  экономическая наука до сих пор не располагала универсальным инструментом для быстрого решения макроэкономических проблем.

Более того, считалось, что создать всеобщую экономическую теорию невозможно, о чем в весьма пессимистической форме категорично заявлял даже Нобелевский лауреат Ж. Дебре: "Но Великая Единая Теория останется и в будущем недосягаемой для экономической науки: она будет по-прежнему означать некую совокупность отдельных теорий".[1]

Оставляя за скобками смысловую алогичность данного тезиса (теория не может означать совокупность отдельных теорий, так как любая научная теория, это просто доказанная система идей, положений, принципов, формул дающая возможность решать практические задачи) позволю себе не согласиться с автором данного утверждения. И выскажу твердое убеждение, что любая наука только потому и может считаться наукой, если базируется на некой всеобщей теории или неком всеобщем законе, как например, для физики Закон Ома. Но в экономической науке до сих пор не был открыт основной экономический закон, который мог послужить основой для создания всеобщей теории. Об этом мне в интервью для ТАССовской газеты прямо и откровенно еще в 1992 (номер от 23 октября) году заявил академик Л.И. Абалкин, который на мой вопрос, есть ли в экономической науке основной всеобщий закон, коротко и однозначно ответил, что его нет.

Но я пишу Вам не для того, чтобы озвучить эту банальную истину.

В этом письме хочу сообщить Вам, что у России сегодня появился уникальный шанс не только быстро и социально безболезненно выйти из кризиса, но и сформировать условия для бескризисного развития экономики в перспективе. По сути, создать новую бескризисную модель экономической системы исключающей даже саму возможность возникновения кризисов, поскольку Россия абсолютно самодостаточная по своим ресурсам и потенциалу страна. Дело в том, что  Ж. Дебре, (как и иные скептики) ошибся и Всеобщую экономическую теорию (по сути, теорию бескризисного развития экономики) создать удалось и которая уже официально опубликована мною (ISBN 978-5-9903630-1-4) и поступила через Книжную палату во все крупные библиотеки страны. Более того, мне удалось открыть и сформулировать Всеобщий закон стоимости, который и послужил основанием для создания теории и Концепции программы выхода из кризиса.

Разумеется, что любая теория, претендуя на истинность и прикладную значимость должна быть не только обоснованной и доказательной для автора, но и получить признание хотя бы в рамках только профильного научного сообщества, то есть коллег "по цеху". И такое подтверждение научной состоятельности созданной теории было получено мной, в виде официальных отзывов и заключений, не только от профильных ученых ведущих экономических институтов РАН, но и коллег из ряда зарубежных академий: Академии экономики и управления им. Лейбница из Ганновера, Эстонской, Узбекской и Белорусской академий, в последней из которых я выступал по просьбе Первого зампреда Совмина Белоруссии А.В. Кобякова, по приглашению которого проводил в Минске семинар по проблемам макроэкономической стабилизации. Кроме того, основные положения своей теории (кстати, она была темой моей диссертации защищенной в Институте экономики РАН, где я работал с.н.с. в Центре финансово-банковских исследований) я излагал во время встреч с коллегами на заседаниях Рабочей группы Европарламента по макроэкономике в которую входил от России.

Позволю себе еще несколько слов о самой обсуждаемой проблеме – о санкциях – диапазон которых Запад постоянно расширяет. Значительная часть экспертного сообщества почему-то считает, что это навредит России, но с этим нельзя категорически согласиться. Суть санкций состоит в запрете ввоза в нашу страну большинства западных товаров, как промышленных, так и продовольственных, но в этом и есть основной плюс для России. Ясно, что западный более качественный импорт, занимая значительную долю российского потребительского рынка, подрывает позиции отечественных производителей, но это было бы полбеды, так как это повышает их стимул к созданию более качественных товаров.

Но западные компании, продавшие свои товары на нашем рынке не везут вырученную рублевую массу в свои страны, поскольку там имеет право хождения только их валюта, и поэтому они ее конвертируют на валютном рынке России в доллары и евро. То есть, валютные поступления от экспорта невосполнимых энергоресурсов мы попросту проедаем, одновременно развивая потенциал западных стран, поскольку они наращивают объемы производства своего ВВП именно за счет расширения присутствия на нашем рынке. И сейчас у них за счет санкций идет спад, поскольку резко упал экспорт, а у нас рост за счет замещения импорта и при этом сокращается отток так необходимой нам валюты.

Как известно, после второй Мировой войны США запретили побежденной Японии иметь военный бюджет, то есть создавать и иметь полноценную армию, думая таким способом навсегда избавиться от врага. Но прагматичные японцы эти огромные средства не распылили на всякие западные "ценные" бумаги, а вложили в новые технологии, скупая по всему миру патенты и технологические новшества. Именно это позволило ей стать одним из экономических лидеров в мире, поскольку они завалили полмира своей очень качественной электроникой и автомобилями, и имеют возможность приобретать на вырученные доллары и евро нужное сырье и создавать колоссальные валютные резервы для кризисных ситуаций.

Наш Минфин почему-то вместо использования валютных резервов по их прямому назначению: кредитованию отечественных производителей на покупку западных технологий и оборудования, инвестировал их в "ценные" бумаги наших конкурентов - США и Евросоюз. И даже в условиях санкций с их стороны не пытается эти валютные резервы вернуть в нашу страну, отправив "ценные" бумаги их эмитенту. Но этот вопрос сейчас не самый главный.

Главным, я полагаю, было бы крайне целесообразно в максимально краткие сроки поручить Минэкономразвития разработку полномасштабной Программы выхода из кризиса и дальнейшего формирования условий для бескризисного развития экономики страны. Тем более что сама теория находится в открытом доступе и о ней уже было несколько интервью в печатных и электронных СМИ, а также проведены Открытые семинары с участием экономистов из СНГ и стран Евросоюза, которые активно ищут варианты выхода из кризиса.

И думаю, было бы несправедливо, если результатами столь значительного научного открытия первыми воспользовались другие страны, а не Россия, в которой и было сделано это открытие, которое не только выведет из кризиса, но и позволит занять лидирующие позиции в мире.

Расчеты показывают, что выйти из кризиса, при оптимальной скорости подготовки необходимых законов, можно за несколько месяцев, тем более что сейчас в Думе заседает не пестрая коалиция из нескольких отдельных примерно равных по численности фракций партий, а "законопослушное" большинство, штампующее законы по "звонку" Вашей Администрации. А это для данного этапа развития прямое благо, поскольку "законодательную кухню" я хорошо знаю изнутри, так как несколько лет проработал в Аппарате Госдумы и механизмы подготовки и прохождения законопроектов знаю из собственной практики.

Поэтому мое Открытое письмо Вам, это последний шанс через СМИ довести эту информацию до Вас лично хотя бы косвенным путем. Потому что на мои письма направленные в адрес Вашей Администрации (например, бывшему начальнику Экспертного управления К.Юдаевой) и в профильные министерства не поступило даже стандартной отписки. Исключением был уникальный по бюрократически-чиновничьей "логике" ответ из ведомства г. Улюкаева, в котором сообщалось, что "ваше обращение к нам принято нами к сведению". Сомневаюсь, что они сами поняли суть своего ответа.

И последнее. Думаю, что это не только уникальный шанс для России как страны, поскольку ее история не заканчивается и не начинается с каждым новым руководителем заново, а просто продолжается в том или ином качестве, но которое тем не менее именно задает (или может задать) новый руководитель. И имя которого остается в истории с приставкой Великий...

Это и уникальный шанс именно и для руководителя страны, использовав который, он останется в Истории как эффективный реформатор, вытащивший страну из тяжелейшего, многолетнего, системного кризиса.

К примеру, бывший актер Р. Рейган избранный Президентом США, ничего не понимал в макроэкономике, но именно при нем страна стала развиваться более быстрыми темпами. Причина проста: он создал Национальный экономический совет не из друзей (как "великий реформатор" Гайдар, рассадивший в ключевые ведомства друзей-однокурсников, пусть дилетантов, но своих) а из профессионалов, представляющих весь спектр экономических школ, которые на совете и разрабатывали приемлемые и обоснованные решения проблем.

Поэтому вполне справедливо утверждение, что История человечества, это не более чем совокупная биография великих людей, потрудившихся здесь на земле, в той или иной сфере.

Разумеется, История знает и помнит великих композиторов, художников, поэтов,  архитекторов, философов, но великие реформаторы стоят в ней в особом ряду, поскольку они создавали не новые стили в живописи или поэзии, а новую архитектуру общества и экономической системы, как, например, Петр Великий. И эту приставку к своему имени он получил не только за великий труд, но и за то, что его усилия были направлены и реализованы в правильном направлении, которые и привели в итоге страну к более качественному и быстрому развитию.

А сегодня ситуация в стране, гораздо хуже чем ее "рисует" Росстат, который, кстати, до сих пор публикует противоречивые показатели, хотя еще в 1997 году я проводил в этом ведомстве семинар, на котором доказал ошибочность используемой ими методологии расчета макропоказателей.

Поэтому, все здравомыслящие члены экспертного сообщества давно заметили, что все эти бесконечные международные и иные экономические форумы давно превратились в дежурные "тусовки", на которых ничего не происходит кроме обмена визитками. Я и сам по долгу службы раньше часто ходил на подобные "судьбоносные" мероприятия, которые оканчивались, как правило, резолюциями "о необходимости продолжения структурных реформ".

Кстати, на семинарах и мастер-классах под названием "Управление экономикой без кризисов" которые я провожу в различных ВУЗах (МГУ, Финансовый университет, Московский университет им Витте и прочих) меня студенты старшекурсники всегда удивленно спрашивают, почему этого не преподают в институтах и почему я не обращаюсь в минэкономразвития.

Поэтому полагаю, что было бы крайне целесообразно в ближайшее время провести Президентский экономический форум, на котором Вы, Владимир Владимирович, смогли бы выступить с детальным анализом причин кризиса, факторов мешающих его преодолеть и самое главное показать и предложить стране новый путь на основе новой экономической парадигмы. То есть прописать и позже законодательно закрепить контуры новой модели экономической системы, суть которой вкратце состоит в том, что она является "золотой серединой" между "диким капитализмом" и "командным социализмом". И ее главная особенность состоит в том, что эта модель позволит обеспечить высокие темпы экономического роста при социально незначимом уровне инфляции не более 0,3-0,5 % в год.

И не в этом ли состоит цель, которой Вы пытаетесь достичь, медленно, но неуклонно преодолевая столь разрушительные последствия ельцинской "гайдарономики" ?

Семенищев С.А., к.э.н.
т. 8 925 905 88 89

[1] American Economic Review, 1991, Vol, 81,N 1, P.3