Общественно-деловая
прогнозно-аналитическая
газета
Видение 2020
Какая политическая и социально-экономическая система сложилась сегодня в России?

феодально-вассальная

социально-демократическая

криминально-олигархическая

кланово-капиталистическая

диктаторско-монархическая

советско-социалистическая

оккупационно-паразитическая

Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года

Покорение белой расы

Славянское царство

Пьёшь и куришь - писаешь мозгами

Фото архив






Бескультурная журналистика
Форумы

Круглый стол «Культура СМИ» прошел в отеле «Кемпински»

Санкт-Петербург, РФ – 8 декабря в рамках III Санкт-Петербургского международного культурного форума состоялся круглый стол, в котором приняли участие ведущие представители профессии культурной журналистики, арт-эксперты и деятели культуры Санкт-Петербурга и Москвы.

В роли модератора круглого стола выступил Иван Засурский, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, основатель издания «Частный корреспондент». Он отметил, что сегодня культура стала коммуникацией, но ценности, произведения искусства остались. «И журналисты для культуры – это сервис».

Обсуждение круглого стола открыл Александр Гордон, кинорежиссер, который заявил, что пора бы задуматься о закрытии учебных заведений, которые выпускают журналистов, поскольку качество их образования не соответствует современным требованиям. Определяя взаимосвязь культуры и СМИ, он подчеркнул, что СМИ, в отличие от культуры, не выполняет таких функций, как утешение, восхищение. По его мнению, просмотр опер, театральных постановок на телевидении – суррогат настоящего впечатления, которое человек может приобрести от посещения таких мероприятий вживую. И возможно стоит задуматься о том, чтобы запретить показывать их по телевизору.

Тему образования в сфере журналистики продолжил Вячеслав Суриков, редактор отдела культуры «Эксперт»: «Образование не успевает реагировать на потребности рынка. Поэтому задача, которая стоит в данный момент перед высшими учебными заведениями, – дать общий культурный уровень». Он также отметил, что культурная журналистика, которая всегда ориентировалась на мейджоров, сегодня претерпевает глобальные изменения. С появлением социальных сетей, в которых каждый человек «обрел голос» и может высказаться о фильме, выставке или любом другом культурном событии, журналистское мнение потеряло свою ценность. Рецензии все менее востребованы. Появилась необходимость в других материалах, с другим характером. «Культурный журналист должен осмыслять процессы современности, потому что не придет новый Освальд Шпенглер и не напишет новый „Закат Европы“. Мы это должны делать сами, ежедневно осмысляя происходящее и выдавая материалы».

В то же время Юлия Сафонова, член редакционного совета портала Справочно-информационного интернет-сайта «Русский язык» (gramota.ru), считает, что сегодня основная проблема журналистики – это проблема смыслов. «В погоне за грамотностью формальной мы утратили умение порождать смысл и извлекать его. Россия – единственная страна, в которой есть высшее журналистское образование. Оно создавалось еще тогда, когда необходимо было растить пропагандистов. Сегодня высшее журналистское образование не дает ремесло, но оно, во всяком случае, формирует систему взглядов».

На повестке возник вопрос и с тем, кто на самом деле должен писать о культурных событиях и о культуре. Ирина Сосновская, ведущий научный сотрудник Московского музея современного искусства, исполнительный редактор издания «Диалог искусств» в своем выступлении указала, что сегодня все больше специалистов приходят к тому, что намного проще научить культуролога или искусствоведа писать, чем научить журналиста разбираться в искусстве.

Андрей Баранников, председатель Ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС), генеральный директор SPN Communications, обратил внимание аудитории на то, что если еще несколько лет назад журналисты скептически относились к пиарщикам, то сегодня именно последние становятся одними из основных поставщиков новостей брендов, компаний и событий. А значит взаимодействие ньюсмейкера и журналиста – ключевая компонента создания репутации бренда, компании, мероприятия (в том числе и культурного); то, как журналист доносит его собственное понимание события, зачастую определяет его коммерческий успех.

Но насколько на самом деле востребована аудиторией культурная тема? Григорий Заславский, обозреватель радио «Вести 24», считает, что сегодня о культурных обозревателях и событиях простой обыватель вспоминает, когда в этой сфере обнаруживаются признаки чего-то запрещенного или скандального. В то время как все остальные новости в сфере культуры читает значительно меньше людей. «Так, например, на сайте, который ежедневно посещает более 100 тысяч человек, новости культуры в лучшем случае читает полторы тысячи».

Однако некоторые проекты в сфере культуры без дополнительных рекламных вложений способны привлечь большую аудиторию. Так, например, на круглом столе выступила Светлана Анурова, PR-директор компании Google, рассказавшая об опыте проекта «Каренина. Живое издание», организованном совместно с музеем-усадьбой «Ясная Поляна». По ее словам, идея реализовать проект с помощью новых технологий родился из понимания того, что изменился способ современных людей получать и воспринимать информацию. Вовлечение известных деятелей искусства, а также популярных и новых медиаперсон позволяет увеличить охват аудитории, усилить просветительское воздействие культурных проектов. В итоге произведение Льва Толстого читали онлайн в течение 36 часов в тринадцати часовых поясах.

Культурная журналистика в современных российских реалиях становится последним местом, где еще возможно вести диалог, анализировать происходящее. Благодаря новым технологиям, СМИ имеет возможность по-иному подходить к освещению культурных событий. С одной стороны иметь возможность оперативно реагировать на происходящие события, с другой стороны – на качественно новом уровне взаимодействовать с аудиторией и просвещать ее.

Санкт-Петербургский международный культурный форум – уникальная международная площадка для ежегодных встреч, открытого диалога и обмена опытом между специалистами в области культуры и культурной политики, представителями государственной власти и бизнесменами. Организаторы Форума – Правительство Российской Федерации и Правительство Санкт-Петербурга при поддержке Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации и Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Форум проводится с 2012 года и направлен на сохранение и развитие российской культуры, поддержку культурных инициатив на региональном, федеральном и международном уровнях, развитие международного сотрудничества в сфере культуры.

III Санкт-Петербургский международный культурный форум завершает Год культуры в России. Форум примет более 7000 специалистов из десятков стран мира. В программе – выступления и мастер-классы выдающихся деятелей искусства мирового уровня, подписание нескольких меморандумов о сотрудничестве с различными государствами.

На Форуме будут работать 16 секций, мероприятия которых пройдут на более 50 площадках: «Культурная политика», «Театр», «Музыка», «Музеи», «Язык и литература», «Библиотеки», «Кино», «Цирк», «Традиционная культура и народное творчество», «Хореография», «Изобразительное искусство». В том числе 5 новых секций: «Наука и образование в пространстве культуры», «Философия культуры», «Культура СМИ», «Сохранение и популяризация памятников истории и культуры» и «Культура для горожан», организованная Департаментом культуры г. Москвы.

Форум 2014 года посвящен 250-летию Государственного Эрмитажа

Полная программа Форума: www.culturalforumspb.org/program2014.