Общественно-деловая
прогнозно-аналитическая
газета
Видение 2020
Какая политическая и социально-экономическая система сложилась сегодня в России?

феодально-вассальная

социально-демократическая

криминально-олигархическая

кланово-капиталистическая

диктаторско-монархическая

советско-социалистическая

оккупационно-паразитическая

Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года

Покорение белой расы

Славянское царство

Пьёшь и куришь - писаешь мозгами

Фото архив






ЦЕНА КРИЗИСА
Стратегия

Как разорвать кризисный круг

В Кремле 21 января Владимир Путин провёл совещание с членами Правительства, в ходе которого обсуждались меры по обеспечению устойчивого развития экономики и стабильности в социальной сфере в 2015 году. До 16 февраля от Правительства потребовали антикризисный план. http://2020snn.ru/news.php?readmore=961 Поражает, что такого плана ранее не было. Прошедшие кризисы 2008 года, 1998 года ничему не научили. Позволим восполнить этот пробел и представить свой план бескризисного развития, разработанный группой учёных ещё 15 лет назад, но так и не сумевших достучаться до власти. Результат  - налицо.

КОНЦЕПЦИЯ

По выходу из кризиса и обеспечению устойчивого развития

Известно, что сегодня весь положительный результат реформ обусловлен, в основном, тем, что на мировых рынках энергоресурсов в последние годы сложилась благоприятная конъюнктура цен. При этом, успехи в экономике в целом никак не отражаются на качестве жизни основной массы населения, что объясняется, тем, что у правительства отсутствует целостная программа решения существующих проблем за счет внутренних факторов. Именно поэтому Президент Путин В.В. заявил, что "Надо добиться того, чтобы результаты, которых мы добились в экономике, привели к серьезным изменениям в жизни каждого человека".

Следовательно, крайне необходим активный поиск эффективных программ решения основных финансово-экономических проблем.

Целью реформ при этом должно стать:

- достижение экономического роста за счет внутренних факторов,

- повышение роста благосостояния населения,

- уменьшение инфляции до социально незначимого уровня,

- приведение кредитных ставок к среднемировому уровню,

- ликвидация внутреннего и внешнего долга, рост реальных зарплат и пенсий,

- уменьшение безработицы,

- ликвидация задолженности по зарплатам,

- снижение роста нереализованных товарных запасов,

- обновление основных фондов и повышение конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках.

Существование и углубление перечисленных негативных тенденций означает одно – кризис продолжается и необходима такая макроэкономическая и финансовая политика, которая в краткие сроки позволила бы данные тенденции преодолеть. В связи с этим можно утверждать, что степень заинтересованности в разработке таких программ достаточно высока, при этом крайне важно, чтобы преодоление основных кризисных тенденций происходило без дальнейшего обострения социальной напряженности.

Основной причиной системного финансово-экономического кризиса является: отпуск цен на свободу в 1992 году при одновременной либерализации внешнеэкономической деятельности, что в совокупности означало ликвидацию ценовой, налоговой, бюджетной, кредитно-финансовой, инвестиционной и внешнеэкономической политики, в результате чего страна потеряла более половины ВВП.

В этих условиях для решения перечисленных проблем наиболее приоритетными и первостепенными представляются следующие меры:

1.     Формирование ценовой политики, обеспечивающей уровень цен соответствующий уровню платежеспособного спроса населения.
2.     Формирование объема денежной массы, соответствующего совокупной стоимости всего объема товаров и услуг.
3.     Осуществление мер внешнеэкономической политики обеспечивающей гибкое таможенно-пошлинное регулирование внешнеторговых операций, которое будет обеспечивать стимулирование отечественных производителей (в первую очередь продовольствия) через постепенное снижение импорта продовольствия.
4.     Корректировка бюджетно-налоговой политики в сторону стимулирования производства и увеличения налоговых поступлений за счет расширения налогооблагаемой базы.

ПОЭТАПНОСТЬ

На первом этапе.

Со всеми производителями-монополистами заключается соглашение-мораторий на изменение цены в течение трех-пяти месяцев, в течение которых производитель обязуется продавать свою продукцию только по им же самим установленной и зафиксированной в соглашении цене. Нарушение моратория приводит к автоматической блокировке счетов нарушителя и крупным штрафам.

Одновременно в течение первого месяца, после заключения соглашения со всеми производителями, Госкомстатом подсчитывается совокупная стоимость всего объема ВВП по ценам производителей и выпускается Федеральный Ценовой Бюллетень, который является и ориентиром и средством контроля как для потребителей, так и для производителей товаров, в том числе и для налоговых служб.

На втором этапе.

После точного подсчета совокупной стоимости всех товаров и услуг (ВВП) формируется необходимый объем денежной массы (проводится либо эмиссия, либо изъятие денег из обращения). Равенство объемов денежной и товарной масс позволит достичь товарно-денежного баланса, при котором не будет ни товарного, ни денежного дефицита. Следовательно, уровень цен будет точно соответствовать уровню платежеспособного спроса населения. Фактически зарплаты и пенсии будут соответствовать стоимости потребительской корзины, что сразу поднимет уровень положительного социального состояния в стране.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Равенство платежеспособного спроса и товарного предложения позволит предприятиям полностью реализовывать весь свой товар, что обеспечит для них получение оборотных средств следующего производственного цикла, а самое главное - прекратит спад производства и создаст условия для его роста. Наличие собственных оборотных средств снизит необходимость в заемных банковских ресурсах, в результате чего резко понизится стоимость кредитных ресурсов банков, а дешевые кредиты обеспечат их приток в реальный сектор.

Полная реализация всей производимой товарной массы обеспечит резкое рост налоговых поступлений, вследствие чего отпадет необходимость дальнейшего функционирования рынка ГКО в прежних объемах, а увеличение налоговых поступлений позволит без ущерба для бюджета платить проценты по прежним выпускам и снижать госдолг по облигациям.

Формирование адекватного, по отношению к стоимости ВВП, объема денежной массы решит проблему задолженности по зарплате, а реализация всей производимой товарной массы автоматически позволит поднять заработную плату работникам, причина которой только в сжатии денежной массы, когда на приобретение произведенных товаров у населения нет денег, и предприятие, которое произвело данные товары, не может рассчитаться со своими поставщиками.

Поддержание объема денежной массы на уровне соответствующем стоимости всех товаров и услуг и увеличение ее только в случае роста ВВП, позволит поддерживать стабильный курс рубля без валютных интервенций, поскольку курс меняется вместе с ростом цен и ростом денежной массы.

Постепенное выборочное снижение ввоза импортного продовольствия (за счет гибкой таможенно-пошлинной политики) при одновременном удешевлении кредитных ресурсов позволит увеличить объем собственного продовольствия (кредиты пойдут и в аграрный сектор) и снизить продовольственную зависимость от Запада.

Увеличение налогооблагаемой базы за счет максимальной реализации производимых товаров позволит в достаточной степени понизить совокупную налоговую ставку, тем самым увеличит темпы роста ВВП, обусловит возможность быстрого погашения госдолга, как внутреннего, так и внешнего.

Представленные в концепции меры позволят кроме прочего в значительной степени снизить остроту растущей безработицы, поскольку развитие производства потребует дополнительных рабочих рук, при этом общая финансово-экономическая стабилизация понизит бегство капиталов, так как предлагаемые меры создадут более благоприятные условия для его инвестирования в стране.

Реализация предлагаемой концепции позволит сделать процесс реформирования управляемым, гарантировать достижение необходимых макроэкономических показателей в конкретно определенные сроки и одновременно создать надежные механизмы, предвосхищающие появление кризисных явлений в перспективе.

Один из важных элементов концепции состоит в том, что разработан эффективный механизм формирования равновесных цен, то есть цен соответствующих уровню платежеспособного спроса, и это позволит достаточно быстро создать высоко конкурентную среду. Равновесные цены одинаково выгодны, как производителю (поскольку способствуют максимальной и быстрой реализации производимых товаров), так и потребителю (потому что соответствуют его финансовым возможностям), и именно при равновесных ценах инфляция имеет минимальный уровень. Равновесные цены позволяют, кроме всего, быстро ликвидировать проблему неплатежей, что позволит предприятиям увеличить объемы производства.

Известно, что попытки снижения инфляции путем изъятия денежной массы вскоре оборачиваются дальнейшим углублением спада производства. А спад производства провоцирует появление товарного дефицита, уменьшение объема налоговых поступлений в бюджет и очередное увеличение роста цен.

СРОКИ

Для полномасштабной реализации предлагаемой программы потребуется от трех до шести месяцев, и скорость получения результатов будет зависеть только от темпов подготовки необходимых нормативных актов.

 

Семенищев Сергей - к.э.н., Ректор Авторской школы антикризисного менеджмента "Новая экономическая парадигма",
тел. 8 925 905 88 89 Личный сайт www.serg-semen.ru
Алексеев Сергей - к. п. н., президент фонда «Новая экономическая перспектива»